заказать тур
истории путешествий

камское путешествие

запись первая

Я давно хотел сходить на теплоходе по Каме. В этом году как-то все так удачно сложилось, что появившийся шанс грех было упускать. Выбор пал на сентябрь, но даже ещё интереснее было посмотреть на Каму осенью.

Одному путешествовать не интересно. Хочется делиться полученными впечатлениями, обсуждать увиденное.Мне повезло, что моя супруга обладает такой же страстью к круизам, как и я, поэтому мы совершаем вояжи всегда вместе.

В целях оптимизации маршрута отправляться решили из Самары. Надо признать, что этому городу в части выбора направлений для водных путешествий повезло намного больше, чем Саратову, откуда мы родом.

Поезд неспешным ходом довёз нас за 9 часов и где-то около двух дня высадил в Самаре.

Город встретил нас стесняющимся прохожих дождиком, тяжёлым небом и пока ещё не морозным воздухом.

"Яндекс.Погода" рисовал на всю неделю сплошную тоску, но, честно говоря, я уже перестал доверять его прогнозам. Врет он порядочно.

До отплытия у нас было несколько часов, которые мы честно решили потратить на обед и прогулку по набережной. Набережная здешняя мне нравится - широкая, ровная, разделенная в несколько променадов, обустроенная зонами отдыха и фотолокациями с интересными инсталляциями.

Чем ближе час отправления, тем медленнее течёт время. Наш сегодняшний теплоход "Владимир Маяковский" уже давно стоял у причала и готовился объявить посадку. Мы успели ещё раза два прогуляться вдоль него, прежде чем настало время посадки.

Ну что же, встречай нас, Кама! Мы идём.

запись вторая

Утро встретило нас сильным ветром, свои безостановочным дыханием он просто сдувал с палубы. По Волге бежали "барашки", неутомимый ветер скрывал с них пенные шапки и даже на шлюпочной палубе гуляющие, коих было не много, ощущали на своих лицах брызги воды.

Однако, с другой стороны, он сделал свое дело и разогнал с неба все тучи. В семь утра небо стало ясным, а настроение в связи с этим прекрасным.

Кормили отлично. Как принято на туристическом теплоходе меню заказное - два блюда на завтрак, первое, второе и салат на обед, горячее и десерт на ужин. Не побоюсь предположить, что ресторанное питание играет большую роль в выборе круиза как формы отдыха. Ещё больше категорическое отсутствие необходимости ежедневной готовки еды радует мою жену - отпуск полноценный тогда, когда получается стопроцентно сменить обстановку.

Утром рано останавливались в Ульяновске. Последний раз я был на его набережной 30 лет назад и мне показалось, что за это время ничего не изменилось. Экскурсии в Ульяновске не предусматривалось, туристов на берег не выпускали, остановка была технической.

Волга в этом своём течении просто необъятна. Широта водной глади огромна и при хорошем ветре здесь поднимается настоящий шторм. Конечно, это не морской шторм, но даже и на четырехпалубном теплоходе можно ощутить лёгкое потряхивание.

Прогуливаясь по палубам, я ждал остановку в Тетюшах. Городок обещал быть небольшим, но интересным. Раньше я в нем не бывал, из-за чего интерес к нему был ещё больше.

Ожидания оправдались. Местная инфраструктура постепенно затачивается на туристов, что тянет за собой разработку разнообразных предложений. Нас встретила фольклорная группа, которая сопровождала нас в течение всей экскурсионной программы. Подробности, дабы не спойлерить, я тут опущу, а добавлю, что за три часа, которые пролетели незаметно, мы побывали в музее, где угощались наливкой, были на смотрой башне, где стреляли из арбалета, проехались по главным улицам и достопримечательностям.

Хочу отдельно посоветовать, если будете в Тетюшах - берите экскурсию. Увлеченный и знающий гид представит вам городок абсолютно в другом свете, нежели вы посмотрите его самостоятельно. Истории, факты и события, связанные с этими местами, наполняет вас впечатлениями и зарядят энергией.

Время пролетело, теплоход побежал по волнам дальше. Пока ещё по Волге, но ночью мы уже зайдём в Каму. Ветер стих и разрешил наслаждаться вечерним речным воздухом с палубы. Негатив в мыслях растворяется в красоте проплывающих берегов, хочется мечтать. А почему бы и нет.

Новый день все ближе, пора и спать!

запись третья

"Яндекс. Погода" опять ошибся и весьма кстати - утро третьего дня выдалось замечательным: солнечным и морозным. Мороз ожидаемо растворялся в восходящем солнце, а отсутствие облачности сулило отличный денёк.

Расписание нашего круиза, надо сказать, было весьма экстравагантным. Например, сегодняшняя экскурсия в Елабуге начиналась в 6 утра. Это несколько нас смутило, и мы решили отложить организованное изучение окрестностей на обратный путь.

Выдвинулись ближе к половине седьмого. Иней на деревянных мостках уже начинал подтаивать, окончательно сгоняя сон с бредущих туристов.
Надо сказать, елабужская пристань находится порядочно далеко от самого города и пешком добираться весьма проблематично. Зато навигатор подсказывал близость главной достопримечательности Елабуги - Чертового городища. Туда мы и направились.

Близость оказалась строго вертикальной - надо было забираться вверх на гору, куда предусмотрительно вела "винтажная", настраиващая на неспешное восхождение лестница.

Постепенно теплело. Может быть, из-за того, что было воскресение, стояла удивительная тишина, лишь изредка нарушаемая птичьими трелями.

Ступенек мы не считали, но относительно быстро забрались на вершину.

Да, друзья. Виды открываются отсюда потрясающие. Неспроста тут когда-то возводили крепость, обзор просто ошеломляющий, на многие километры. Прямо под горой Кама совершает вираж, из-за чего её русло как бы удлиняется, позволяя заметить плывущие корабли задолго до подхода к городу.

Мы нафотографировались вдоволь, но вынужден признать, что фотографии могут лишь оживить воспоминания, но не передать масштаб и величие этих пейзажей. Осознание себя в месте, где уже тысячу лет идёт жизнь, народы воюют, сменяя друг друга, и уживаются, смешивая и дополняя общую культуру, наполняет душу какой-то неописуемой энергией, отчего хочется дышать полной грудью и петь песни.

Дорога назад прошла быстрее. Теплоход встречал музыкой и запахами завтрака. Ну что же, весьма кстати.

Снова в путь! Оставшийся день идём по Каме. Признаюсь, думал, что она не такая широкая, а она местами подстать Волге. Лес все больше хвойный, но тот, что подальше от берега. Первая полоса лиственная, уже почти вся окрасившаяся в осенние краски.

Днём прошли Набережные Челны. Жаль, что не останавливаемся, с борта теплохода наблюдается очень аккуратный и современный город.

Завтра полный день хода, а вечером приходим в Пермь. Ждём-с!

запись четвертая

День пролетел за прогулками по палубе и посиделками в баре. После вчерашнего раннего активного утра сегодня получилось выспаться.
За бортом периодически хотел разбежаться дождик, но чайки, неутомимо следующие за теплоходом, отпугивали его своими резкими криками.

Кама мне показалась более серой по цвету, что ли, нежели Волга. Временами пробегала рябь, но чаще вода была спокойней. Местные рыбаки стояли повсеместно, прямо вдоль границ фарватера, метрах в тридцати-сорока от проплывающих теплоходов. Иногда поражаюсь их бесстрашию, граничащему с некой формой безумства на мой взгляд.

Баров на теплоходе всего два и работают они по очереди. Ассортимент предлагаемых напитков весьма скромный и направлен в сторону скорейшего достижения туристом состояния полного релакса. Но кофе всевозможных форматов также присутствует, чем мы и пользовались.

Запланированное время посещения Перми также было удивительным. Мы прибывали в восемь вечера, когда уже стемнело. Набережная встретила нас блистательно в прямом смысле - освещенная фонарями и всевозможными подсветками. Ночной город всегда таит в себе элемент романтики, но с воды это выглядит особенно эффектно.

Дальше нас ждала обзорная экскурсия по городу, после чего ужин в ресторане города и, вишенка на торте, ночная экскурсия в кунгурскую ледяную пещеры. От такой программы грех было отказываться и мы естественно поехали.

Экскурсия полностью перевернула моё представление о Перми. Почему-то мне она представлялась небольшим городом и прочно ассоциировалась с Пензой. Оказалось, город-милионник, промышленный и культурный гигант с территорией в половину Москвы и с бесчисленным числом парков и скверов. Даже то, что мы смогли увидеть в одиннадцать часов ночи было удивительным, и очень захотелось побывать тут и днем.

Ресторан, куда нас привезли ближе к полуночи, порадовал красным вином и вкусным мясом к нему. Организм повеселее и был готов к покорение пещеры. По большому счету, будучи в пещере абсолютно ровно день в мире или ночь, поэтому по своей наполненности программа ничего не теряла.

Дорога пролетела быстро, нам рассказывали историю становления и развития края, судьбы и истории людей, с ним связанных и повлиявших на его облик и культуру.

Пещера встретила нас нарядно и загадочно. Ситуации добавляли некоторое сумасшествие часы, которые показывали час ночи, но верить которым не хотелось...

... Продолжение следует

запись пятая

Зато внутри пещеры время остановилось. Жуть от понимания где я нахожусь, сменялась восторгом от увиденного. Гроты при всей своей похожести различались подсветкой и историями с ними связанными, подчеркивающими их индивидуальность и уникальность.

Тут были и большие и маленькие залы, и подземные озера со своими неведомыми обитателями и даже трон деда мороза. Кстати о погоде - мы оказались в выгодном положении по отношению к летним туристам, так как были одеты по погоде, читай тепло, в то время как в пещерах держится круглогодично от -5 до +5 градусов.

Про трюк с погружением в вечность рассказывать не буду, оставлю для личного опыта. Пусть это останется интригой (приезжайте в Кунгурские пещеры).

Прогулка по гротам длится полтора часа, но, честно говоря, происходит реальное искажение времени - по ощущениям проходит времени меньше.

Отдельно для клаустрофобов намекну, что прогулка проходит на глубине 60 - 70 метров под землёй, связи и интернета нет, есть лишь надежда и слепая вера в экскурсовода.
Обратная дорога прошла в полудреме, отвлекли от которой сотрудники госавтоинспекции, остановившие и, вероятно, оштрафовавшие нашего водителя, но и то ненадолго.

Теплоход радушно встретил нас в половине пятого утра. Уже было непонятно, хочется спать или нет, состояние души было возвышенным, но тело требовало покоя. На том и уснули.

Утро наступило предательски рано. Поздний отбой лишь на пару часов оттянул привычный подъем и в 9 утра я уже был на палубе.

Пермь тонула в тумане. Казалось, можно было увидеть, как туман ползком, крадучись, поднимается из Камы, погружая все вокруг мельчайшими каплями влаги. Потом в небе резко случилась революция, что-то случилось, и туман стал отрываться, подниматься все выше и выше, пока наконец совсем не растворился в наступающем утре.

Мы отчалили, и теплоход поспешил обратно, вниз по течению. Пермь осталась позади, борясь с остатками тумана, поселив внутри какое-то чувство недосказанности. Да, было насыщенно, но все же как-то скомкано  Вывод один - надо будет вернуться сюда как-нибудь, но уже днём и без спешки.

Эпилог

Кама мне понравилась. Она абсолютно разбила моё представление о ней, как о небольшой речке (почему-то я так думал). Временами по своей ширине она вполне могла соревноваться с Волгой.

После обеда снова останавливались в Елабуге. Теперь уже время стоянки выглядело привычным и мы отправились на предлагаемую экскурсию.

Помимо обзора самого города, поездки по его старой части, экскурсия предусматривала дегустацию пива от местного производителя - частной пивоварни "Александровъ".

Ребята, это что-то. И светлое, и тёмное - превосходный вкус. В бутылках такого не купишь. Для полного погружения во вкус пришлось продегустировать и порцию супруги, благо она не была против.

Естественно, взяли немного с собой.

До дома довезти не предполагалось, во-первых, из-за скоротечности срока хранения, а во-вторых - уж очень оно вкусное. Так что, не сочтите за рекламу, увидите живое пиво "Александровъ купеческое" - берите, не пожалеете!

Экскурсия закончилась уже по темну. Светящийся всеми огнями теплоход был окутан суетой возвращающихся туристов, разрывающихся между покупкой сувениров и уже объявленной подготовкой к отправлению.

Ресторан готовился пригласить пассажиров на ужин, в то время как вечер готовился передать эстафету ночи.

Камское путешествие заканчивалось, ближе к полуночи теплоход пройдёт устье Камы и дальше вновь пойдёт по Волге. Но это уже повод для другого рассказа.

Спасибо всем читателям моего рассказа, мне очень хотелось им с вами поделиться. Надеюсь, мне хотя бы немножко, но удалось передать атмосферу речного круиза.

Присоединяйтесь к будущим круизерам! Пойдём в круиз вместе!!!