Подборки:

ТОП-3:

камерные теплоходы рек России

Если не считать «Мустая Карима», то самый молодое судно, регулярно осуществляющий круизные рейсы, это четырехпалубный теплоход проекта 302 (точнее 302МК - первое судно последней четвертой серии проекта), спущенный на воду в сентябре 1991 года и выходящий в сезон 2023 года под именем «Александра». Основная же масса флота – семидесятых-восьмидесятых годов прошлого века.

Естественно, операторы ежегодно проводят как текущие, так и капитальные ремонты с глобальной перестройкой кают и общественных помещений. Конечная и главная цель такой реновации – повышение уровня комфорта размещения пассажиров.

В результате каюты становятся более просторными, но общее количество кают на теплоходе сокращается. В трехпалубных и двухпалубных теплоходах задача стоит еще более глобальная, операторы оснащают каюты теплохода санузлами. Текущий тренд показывает, что туристы готовы платить за комфорт и, напротив, спрос на каюты без удобств сокращается.

Так или иначе, после подобной реновации, пассажировместимость теплохода объективно уменьшается. Бесспорные плюсы этого процесса:

  • возможность организации питания в одну смену;
  • практическое сведение к нулю вероятности, что в той или иной локации на теплоходе кому-то не хватит свободных мест;
  • повышение сервиса обслуживания.

По аналогии с термином «камерный театр» такие теплоходы, берущие на борт минимальное число пассажиров, я назвал «Камерные теплоходы». И сегодняшняя подборка будет посвящена именно им.

Справедливости ради, из импровизированного конкурса пришлось исключить одно судно, также в настоящее время активно задействованное в круизной отрасли. Из-за специфичности первоначальной спланированной конструкции, оно бы находилось вне конкуренции с остальными участниками рейтинга. Пусть его имя останется пока интригой, а раскрою его я в конце публикации.

Чтобы сделать оценку более справедливой, я придумал три разных номинации, в каждой из которых будет по три теплохода:

  1. По номинальному сокращению мест относительно предусмотренного проектом количества;
  2. По наименьшему числу туристов, осуществляющих круиз на теплоходе;
  3. По числу туристов, приходящихся на одну палубу.

Поехали! 

ТОП-3 теплоходов по номинальному сокращению мест.

На первом месте теплоход проекта 305 «Бородино». После нескольких проведенных реноваций все каюты теплохода стали комфортабельными, оснащенными индивидуальным санблоком (душ, туалет, умывальник). В результате пассажировместимость снизилась с проектных 311 человек до 86 основных мест. Сокращение составило 3,62 раза.

Теплоход задействован преимущественно в круизах по Оке, есть несколько рейсов до Казани, а также это один из немногих, ходящих по маршруту «Московской кругосветки»

На втором месте расположился специфический по совей реконструкции трехпалубный теплоход проекта 26-37 «Волга Дрим». Теплоход претендует на статус VIP, практически все его каюты класса «люкс», а редким каютам класса «стандарт» позавидуют иные «премиум»-каюты. По итогам реконструкции пассажировместимость снизилась с проектных 332 человек до 106 туристов, сократившись в 3,13 раза.

Теплоход совершает премиальные круизы по Волге. Стоимость круизов начинается практически от двадцати тысяч рублей за человека в сутки. Отдельной фишкой теплохода выглядит открытый бар на солнечной палубе.

Замыкает тройку теплоход премиум-класса проекта 588 «Северная сказка». Количество мест на нем сократилось с изначальных 364 до 140, снизившись в 2,6 раза. Со этого лета это будет единственный теплоход, работающий с круизами по Оби и Иртышу, совершая экспедиционные рейсы между Тобольском и Сургутом с маршрутом «От тайги до полярного круга». 

Вторая номинация: ТОП-3 по наименьшему числу пассажиров круизного теплохода.

Здесь тройка выглядит несколько иначе. На первом месте расположился двухпалубный теплоход проекта 646 «Мамин-Сибиряк». Согласно техническому решению, изначально теплоход проектировался под 83 пассажира. Текущая пассажировместимость теплохода – 60 туристов, и это наименьшее число пассажиров судна, централизованно отправляющегося в круиз.

«Мамин-Сибиряк» работает на рейсах с отправлением из Москвы до Соловецких островов на севере и до Астрахани на юге.

На втором месте теплоход из предыдущей номинации двухпалубный «Бородино» проекта 305. Бесспорно, его заявленные 86 основных места выводят его в лидеры камерного круиза.

А вот на третьем месте расположился единственный во всех номинациях четырехпалубный теплоход «люкс»-категории представитель проекта австрийской верфи Q-040 «Максим Горький». После проведенной реновации в рамках подготовки его к экспедиционным круизам по Енисею по маршруту «Енисейская экспедиция», все его внутренние интерьеры подверглись радикальной перекройке, в результате чего первоначальное число пассажиров сократилось с 218 человек до 94 туриста (сокращение в 2,32 раза, чуть-чуть не дотягивающее до первой номинации). Но тем не менее с 94 пассажирами на сегодня это третье судно с наименьшим числом пассажиров.

Теплоход и в 2023 году будет работать на Енисее, где главной экскурсионной изюминкой маршрута выступает вертолетная экскурсия на Плато Путорана.

И в завершении рейтинга третья номинация: ТОП-3 по числу туристов, приходящихся на одну палубу теплохода

Не смотря на номинальное число пассажиров, я посчитал интересным с какой плотностью они могут размещаться на теплоходе. И вот что получилось.

Здесь на первом месте снова «Максим Горький». Его четыре палубы делают недосягаемым плотность распределения туристов со значением 24 человека на палубу. Такое значение соответствует практически эксклюзивному формату отдыха. Так что, чтобы переброситься парой фраз с коллегой по рейсу, сначала придется постараться его найти.

На втором месте опять же уже знакомый «Мамин-Сибиряк» с плотностью 30 человек на палубу. Даже с учетом того, что на теплоходе всего две палубы, его пассажиры могут достаточно свободно распределиться по его помещениям.

Замыкает эту тройку опять же уже упоминаемый трехпалубный «Волга Дрим». Его реновации довели плотность туристов на его борту до значения 35 человек на палубу. Чуть больше, чем у «Мамина-Сибиряка», но и теплоход тут значительно больше по площади. 

Теперь к обещанной интриге. Вывести за скобки рейтингов пришлось пароход-легенду «Н.В. Гоголь». Изначально, в 1911 году, когда пароход был спущен на воду, по проекту это было грузопассажирское судно. Все бы ничего, но он предполагал перевозку и пассажиров, классифицируемых третьим классом и, что еще пуще, палубными пассажирами. По этой причине официально проектная пассажировместимость парохода составляла 360 человек (и это без домашней скотины, для перевозки которой на пароходе также предполагались посадочные места).

С течением времени сначала отпали палубные пассажиры, а затем и третий класс. После проведенной реконструкции интерьеров парохода сегодняшнее число пассажиров составляет 56 мест. Есть даже две каюты с удобствами. С такими параметрами «Н.В. Гоголь» стал бы лидером всех навигаций, из-за чего я выделил в отдельный рейтинг, согласно которому:

  • самое глобальное сокращение мест = 6,43 раза;
  • самое минимальное число пассажиров = 56 человек;
  • вторая по значению плотность распределения туристов по палубам = 28 человек.

Вот такая подборка получилась в этом выпуске. Надеюсь, было интересно. 

заказать тур
на главную

ТОП-3:

самые длинные круизы сезона 2023

Больше сотни теплоходов выйдут в круизные рейсы на следующий год. Если сложить длину доступных для круизных маршрутов рек, то она превысит длину экватора. В круизном расписании заявлено более 4000 маршрутов, продолжительностью от трех до …

А на сколько дней вы готовы отправиться в круиз? Пять дней, семь, десять? Или ваш выбор – двух и трехнедельные путешествия?

В сегодняшней подборке я собрал самые долгие маршруты сезона 2023 года. Именно законченные маршруты, на которые можно приобрести путевку и отправиться в грандиозное путешествие.

На первом месте, вероятно вполне ожидаемо, маршрут, проходящий через всю европейскую часть России, самый протяженный и, соответственно, самый долгий 27-дневный рейс по маршруту Астрахань – Санкт-Петербург (2 дня) – Астрахань:

Астрахань – Никольское – Волгоград – Саратов – Усовка – Винновка – Самара – Казань – Чебоксары – Козьмодемьянск – Нижний Новгород – Чкаловск – Кострома – Ярославль – Коприно – Череповец – Горицы – Кижи – Мандроги – Старая Ладога – Санкт–Петербург (2 Дня) – Шлиссельбург (крепость Орешек) – Валаам – Коневец – Лодейное Поле – Свирьстрой – Ирма – Череповец – Ярославль – Кострома – Нижний Новгород – Чебоксары – Казань – Самара – Саратов – Волгоград – Астрахань

В 2023 году такой круиз дважды выполнит трехпалубный теплоход «Дмитрий Пожарский». Двухдневная стоянка в Санкт-Петербурге и двенадцатичасовая в Старой Ладоге. В остальном графике ежедневные максимум 4-часовые остановки в новом пункте по ходу маршрута.

Стоимость круиза в начале июля начинается от 112400 рублей за место в двухместной двуярусной каюте с частичными удобствами на нижней палубе. В стоимость входит:

  • проживание в каюте выбранной категории
  • трехразовое питание в ресторане
  • культурно-развлекательная программа на борту теплохода

Экскурсионная программа в начальную стоимость тура не входит, выбирается и оплачивается туристом на борту теплохода.

Для размещения туристов теплоход «Дмитрий Пожарский» предлагает широкий ряд кают: от двухкомнатных люксов до четырехместных кают с частичными удобствами. Для одиночных путешественников на теплоходе есть много одноместных кают.

Два ресторана на борту обеспечивают питание туристов одну смену. Как и в других длительных круизах питание производится по заказной системе.

В Москву теплоход не заходит, иначе на полный круг не хватило бы и месяца. Если вы готовы отправиться в путешествие на 27 дней, то этот маршрут принесет массу впечатлений и новой информации. Еще одной отличительной чертой этого круиза выступает возможность допосадки пассажиров в городах следования теплохода. Правда, отправившись, например, из Саратова, это будет уже более короткий рейс. 

На втором месте три круиза продолжительностью 25 дней.

Первый идет из Москвы и объединяет в себе два популярных направления – «Великий волжский путь» и «Южные пределы» Москва – Ростов-на-Дону – Астрахань – Москва:

Москва – Углич – Кострома – Нижний Новгород – Казань – Тольятти – Хвалынск – Балаково – Саратов – Волгоград – Романовская – Ростов–на–Дону – Старочеркасская – Ильевка – Астрахань – Никольское – Волгоград – Усовка – Самара – Ульяновск – Чебоксары – Козьмодемьянск – Нижний Новгород – Чкаловск – Ярославль – Дубна – Москва

Отправиться по этому маршруту можно на комфортабельных теплоходах класса «премиум» «Александр Бенуа» и «Н.А. Некрасов». Не смотря на более короткий срок, стоимость круиза по этому маршруту начинается от 192690 рублей за место, куда входит:

  • проживание в каюте соответствующей категории
  • трехразовое питание: завтрак – шведский стол (вода, чай, кофе включены), обед и ужин – по заказному меню (вода, чай, кофе включены)
  • экскурсионное обслуживание согласно программе круиза
  • развлекательная программа и путевая информация на борту

А также дополнительные напитки (бесплатно):

  • чай, кофе для «ранних пташек» – за 1 час до завтрака в баре (в рейсах от 4 дней)
  • завтрак – бокал игристого вина, морс, сок
  • обед – бокал морса
  • ужин – 1 бокал сока или алкогольного напитка (вино красное или белое/водка/коньяк)

Маршрут не имеет в расписании двухдневных стоянок и, в отличие от рейса «Дмитрия Пожарского», одна основная экскурсия на стоянке уже включена в стоимость путевки.

В другой 25-дневный рейс можно отправиться на четырехпалубном «лоукостере» повышенной комфортности теплоходе «Кронштадт» по укороченной версии предыдущего маршрута с отправлением из Нижнего Новгорода:

Нижний Новгород – Чебоксары – Казань – Ульяновск – Самара – Саратов (2 дня) – Волгоград – Астрахань (3 дня) – Никольское – Романовская – Ростов-на-Дону (2 дня) – Волгоград (2 дня) – Саратов – Самара (2 дня) – Казань – Чебоксары – Нижний Новгород

Как видно из расписания, длительность круиза складывается не из длины маршрута, а из многочисленных двух- и трехдневных стоянок в городах по пути следования. Но тут уж, как говориться, или-или. Ночевка у причала города имеет свои плюсы, а длительная стоянка позволит более плотно познакомиться не только с общепризнанными достопримечательностями того или иного города, но и самостоятельно составить программу знакомства с регионом.

Как и на всех лоукостерах, в стоимость включено:

  • проживание в каюте выбранной категории
  • питание в ресторане по выбранной схеме: только завтрак, завтрак + ужин или полный пансион;
  • культурно-развлекательная программа на борту теплохода

Экскурсионная программа формируется и оплачивается туристом самостоятельно на борту теплохода. Стоимость путешествия на «лоукостере» начинается от 150696 рублей/место. А отправиться в путешествие можно практически из любого города по пути следования. 

Наконец, третий 25-дневный рейс Волгоград – Санкт-Петербург (2 дня) – Волгоград:

Волгоград – Саратов – Самара (2 дня) – Тольятти – Казань – Чебоксары – Нижний Новгород – Городец – Ярославль – Горицы – Кижи – Мандроги – Старая Ладога – Санкт-Петербург (2 дня) – Валаам – Лодейное Поле – Свирьстрой – Вытегра – Череповец – Кострома – Нижний Новгород – Казань – Самара (2 дня) – Усовка – Саратов – Волгоград

Рейс совершает четырехпалубный теплоход класса «стандарт» «Сергей Кучкин». Маршрут совмещает как дальность путешествия, так и двухдневные стоянки, в том числе и в северной столице.

Все каюты на теплоходе с удобствами, два ресторана обеспечивают питание пассажиров по заказной системе в одну смену. Базовое экскурсионное обслуживание включено в стоимость тура, цены которого начинаются от 140988 рублей за место. Помимо стандартного тарифа питания, можно выбрать расширенный, включающий дополнительный алкогольный напиток на ужин, дополнительные кофе и мороженное в баре, а также дополнительные скидки на некоторые предложения теплохода.


Замыкает тройку самых длинных круизных маршрутов в сетке 2023 года 24-дневный рейс Пермь – Санкт-Петербург – Пермь:

Пермь – Чайковский – Чистополь – Казань – Макарьево – Нижний Новгород – Городец – Ярославль – Кузино – Кижи – Мандроги – Санкт-Петербург (2 дня) – Валаам – Лодейное Поле – Свирьстрой – Вытегра – Череповец – Кострома – Нижний Новгород – Свияжск – Казань – Елабуга – Чайковский – Пермь (3 дня)

Представляет маршрут также четырехпалубный красавец «Виссарион Белинский». Маршрут позволяет объединить красоту и неповторимость северных пейзажей Карелии с практически полным набором камских городов-стоянок. Классическая двухдневная стоянка в Питере и трехдневная в Перми позволят максимально полно познакомиться с этими городами и открыть для себя какие-то новые их грани и особенности.

Также как и на «Сергее Кучкине» здесь доступны два тарифа питания, базовая экскурсионная программа включена в стоимость путевки, стоимость которой начинается от 129870 рублей/место.

Все рейсы крайне насыщенные и интересные. И не оставят равнодушным речного путешественника. Присоединяйтесь!! 

заказать тур
на главную

ТОП-3:

ушедшая эпоха: теплоходы

Сегодня продолжаю начатый в прошлой подборке обзор теплоходов, расцвет и закат судеб которых пришелся на безумный ХХ век, и ставших теперь лишь достоянием истории. Впереди еще три проекта.

Начну с теплоходов проекта 20. Несмотря на то, что сами теплоходы этого проекта были построены в 1958 – 1959 годах, принципиально проектирование большого пассажирского трехпалубного теплохода назрело еще за несколько лет до войны. Планируемое возведение каскада плотин и подъема водохранилищ с одно стороны предъявляло более жесткие требования к конструкции судна (ходившие тогда дореволюционные пароходы имели ограничения по мореходности), с другой стороны давало саму возможность строить большие речные корабли.

Работы по проектированию были начаты в 30-х годах XX века. Перед инженерами ставилась задача совершить прорыв в пассажирском судостроении. Работы продолжались пять лет с 1932 по 1937. Из трех предложенных двигателей: дизельного, дизель-электрического и турбоэлектрического, выбор пал на дизель-электрический. Он выдавал необходимую мощность для достижения предъявляемой к проекту крейсерской скорости до 30 км/час, а также обеспечивал необходимую маневренность. Проект теплохода получил соответствующее название тому времени – «Страна Советов».

Начавшаяся Великая отечественная война внесла коррективы в планы и строительство пришлось отложить. И только уже в пятидесятые страна вернулась к идее постройки «волжского экспресса» - проектируемые теплоходы должны были встать на главную линию СССР Москва – Астрахань. В то время в Венгрии для СССР уже строилась серия двухпалубных теплоходов проекта 305, отечественным судостроителям предстояло построить более комфортабельный и функциональный тип судна.

За работу взялась Горьковская верфь «Красное Сормово». Поднятый проект «Страна Советов» был в кратчайшие сроки переработан с учетом реалий времени и утвержден под грифом «Проект 20». На тот момент это был вариант современного речного пассажирского теплохода нового типа. Головное судно дизель-электрохода получило название «Ленин» и было спущено на воду в 1958 году. По уровню комфорта и условий для пассажиров это действительно стало прорывом технологий, например, здесь впервые для круизных судов была установлена климатическая установка, а также спроектирован полноценный кинотеатр со сценой. Рубка оснащалась радаром и эхолотом, а интерьеры кают, салонов и вестибюлей были выполнены из ценных пород дерева

Теплоход практически сразу стал флагманом Волжского пароходства. Одновременно началось строительство следующего дизель-электрохода «Советский Союз» (по первоначальной задумке, судно должно было получить название «Сталин»). В 1959 году строительство было завершено и электроход заступил на работу по акваториям страны.

«Ленин», будучи флагманом, ежегодно открывал навигацию на Волге, что совпадало с днем рождения самого Владимира Ильича – 22 апреля.

После спуска на воду «Советского союза» строительство серии застопорилось, а в 70-е пришли новые немецкие, уже четырехпалубные, теплоходы проекта 301, после чего актуальность Проекта 20 стала падать. Дальнейшего продолжения Проект 20 не получил, а оба его представителя, пользуясь любовью приверженных пассажиров, вплоть до 1984 года вовсю эксплуатировались на круизных направлениях по Волге».

Весной 1984 года, при подготовке «Ленина» к навигации, на судне произошел пожар, который практически полностью уничтожил корабль. «Советский союз» остался единственным представителем отечественных дизель-электроходов проекта 20 и продолжал трудиться на туристических рейсах за двоих. Лихие 90-е «Советский Союз» встретил в строю, но с 1991 года, не выдерживая конкуренции по комфортабельности теплоходам 301 и 302 проектов, был переведен с круизных маршрутов на рейсовую пассажирскую навигацию между Москвой и Астраханью. 

Очередной рейс в августе 1996 стал для теплохода последним. Вышедший из строя один из ходовых генераторов не позволил судну продолжить плавание, и теплоход был отбуксирован на ремонт в затон под Нижним Новгородом. Ремонту не суждено было случиться и судно осталось на приколе. После нескольких лет простоя, «Советский Союз» был выкуплен Пермским пароходством, однако и там с восстановлением не получилось. До сегодняшних дней дизель-электроход «Советский Союз» так и стоит в затоне в Закамске Пермского края.

Мне не выпало возможности самому проплыть и оценить все достоинства «Советского Союза». Но я неоднократно встречал его на Волге в своих путешествиях. Последний раз я наблюдал его у причала в Саратове 17 сентября 1994 года. Он действительно заметно отличался от всех других теплоходов, в первую очередь, специфической формой носа корпуса. Помню, не разбираясь тогда в особенностях и отличиях проектов речных судов, не мог понять к четырехпалубным или трехпалубным теплоходам его отнести, но, чисто интуитивно, выделял его в отдельный класс речных круизных судов.

На второе место поставил проект 785.

Двухпалубные дизель-электроходы проекта 785 строились в Чехословакии на верфи Комарно по заказу СССР. Всего в период с 1952 по 1958 годы тремя сериями было построено 36 теплоходов. Изначально дизель-электроходы предполагалось использовать на местных внутри- и межобластных линиях в качестве рейсового речного транспорта, альтернативного варианта железнодорожному сообщению для тех населенных пунктов вдоль судоходных рек.

Предназначенные в первую очередь для рейсовых пассажирских перевозок, по первоначальному проекту суда имели одно-, двух-, четырех-, а также шести- и восьмиместные каюты, оснащенные умывальниками, в которых могли разместиться около 250 пассажиров.


С развитием судостроительной отрасли на местные рейсовые маршруты стали выходить суда на подводных крыльях и «омики». К концу семидесятых теплоходы 785 проекта стали терять актуальность именно как рейсовые теплоходы. По комфортабельности они сильно уступали появившимся трехпалубным теплоходам проектов 588 и 26-37, и чтобы конкурировать с ним на круизных направлениях требовали существенной доработки кают и интерьеров.

Но случившиеся в дальнейшем два события, оба трагические, предопределили судьбу теплоходов данного проекта. В апреле 1986 произошло первое – Чернобыльская катастрофа. На время проведения мероприятий по ликвидации последствий аварии 13 из 36 теплоходов 785-го проекта были выведены из эксплуатации и использовались в качестве общежитий для проживания «ликвидаторов»., после чего большая часть из них уже не вернулась в строй и была списана.

В наступивших вскоре 90-х за неимением востребованности многие суда простаивали. Но если четырехпалубные суда, благодаря своей комфортабельности, можно было использовать в качестве гостиниц, то 785-й проект без дополнительных инвестиций в реконструкцию не мог рассчитывать и на это. В те годы многие суда этого проекта просто ржавели в затонах и распиливались на металл.

Оставшиеся теплоходы, которым повезло пройти капитальный ремонт и перестройку, работали на круизных направлениях вплоть до 12 июля 2011 года. Дня, когда трагедия «Булгарии», также 785-го проекта, поставила крест на дальнейшей судьбе теплоходов этой серии. Приказом МинТранса РФ эксплуатация теплоходов 785 проекта после этой катастрофы была запрещена. Последний из серии теплоход «Петр Алабин», благодаря проведенной до этого события глубокой реконструкции, смог продолжать свои рейсы до 2015 года, когда и он перестал удовлетворять действующим на тот момент правилам безопасности.

Таким образом, с 2015 года теплоходы проекта 785 полностью ушли из речных акваторий нашей страны. 

Наконец, завершит сегодняшний обзор и весь блок «Ушедшая эпоха» – тип «Военмор Ворошилов».

В 1933 году завод «Красное Сормово» построил первый теплоход серии пассажирских теплоходов, призванных стать более комфортабельными для перевозки пассажиров. Эксплуатируемые на тот момент дореволюционные пароходы строились еще с учетом «классовых» различий между пассажирами, когда для лишь для некоторых была доступна целая палуба и различные привилегии, а абсолютное большинство передвигалось в условиях «общего вагона». Новые теплоходы были также двухпалубные, но уже с приоритетом на каютный формат пассажирских помещений.

Теплоходы строились с 1933 по 1940 год. Всего за это время было построено 8 теплоходов этой серии. Война сменила приоритеты, а уже в послевоенные годы, строительство серии решено было не возобновлять.

Теплоход «Александр Невский» был уничтожен бомбежкой у берегов Сталинграда 8 июля 1942 года. Остальные суда в последующие годы были выведены из строя – кто затонул, кто был утилизирован и разрезан на металл.

Дольше всех просуществовал теплоход «Советская Конституция» (1933 года постройки), но и он был утилизирован в 2000 году. Таким образом, на сегодняшний день суда этой серии остались лишь на фотографиях.

Тем не менее, опыт, полученный при строительстве этой серии, был учтен в дальнейших инженерных разработках, а тип «Военмор Ворошилов» сыграл свою необходимую роль в дальнейшем развитии отечественного пассажирского судостроения.  

Подборка выходила 11.11.2022

заказать тур
на главную

ТОП-3:

ушедшая эпоха: пароходы

Недавно попались на глаза архивные записи путешествия 1991. В тот год получилось впервые сходить в Пермь. Теплоход, на котором нам повезло совершить это путешествие, был двухпалубный «И.И. Шишкин».

Глаз невольно зацепился за текст, одна страница, вторая. Получилось даже ненадолго окунуться в воспоминания. По ходу заметок мелькали названия встречаемых теплоходов, которые сейчас остались лишь в памяти: «Спартак», «Урицкий», «Память Маркина», «Парижская коммуна». Кстати, да и сам «И.И. Шишкин» тоже из той серии теплоходов, которых сейчас уже не встретишь на речных просторах.

Пришла мысль сделать подборку проектов или типов судов, на сегодня полностью выбывших из эксплуатации и ставших достоянием истории. В свое время они активно бороздили реки СССР, но теперь про них благополучно забывают. В этой части будет три проекта пароходов.

На первое место я поставил пароходы проекта 737.

Проект 737 – серия речных грузопассажирских колесных пароходов. Этот проект – последние пароходы, строившиеся в Советском Союзе, в дальнейшем силовым агрегатом был выбран дизельный двигатель.

Пароходы строились в СССР на верфях Киева с 1951 года, а также в Венгрии (модификация 737А) с 1952 по 1959 годы. Всего было построено 75 пароходов, только пять из которых в СССР. Суда первоначально назывались в честь городов Советского Союза, в дальнейшем серию продолжили имена выдающихся русских и советских литераторов.

Пароходы не отличались комфортностью и предназначались для регионального рейсового речного транспорта. Для пассажиров предлагали одно-, двух-, четырех- и восьмиместные каюты, где лишь очень немногие оснащались умывальниками, а также два общих пассажирских отделения. Плюс к этому на борту было два салона и два ресторана. Позже, в 70-х, в процессе эксплуатации общие помещения и многоместные каюты переоборудовались в более комфортабельные каюты.

Пароходы эксплуатировались по назначению практически на всех реках СССР. С развитием скоростных перевозок, актуальность пассажирских перевозок падала, а на круизных направлениях эти пароходы не могли конкурировать с более комфортабельными на тот момент теплоходами. Большинство судов проекта 737 были выведены еще в 80-е годы прошлого века. При этом они не просто списывались, а переводились под плавучие гостиницы, речные дома отдыха и турбазы.

Дольше всех до 2004 года по своему прямому назначению проработал пароход «Красноярск» на транспортной линии Осетрово – Якутск на реке Лене. Позже, в 2014 году, он был выкуплен частной фирмой для капитального переоборудования и выведения в круизные рейсы. Такие же планы были и на еще один пароход 737 проекта тоже в акватории Лены – «Благовещенск», однако на сегодняшний день никакой информации по реализации на них туров я не нашел. Зато есть фотография «Благовещенска» 2020 года, где он пребывает явно в плачевном виде.

Из 75 пароходов серии лишь 4 по предварительной информации остаются не разобранными на металл: пароход "Уфа" работает в качестве турбазы на реке Уфа, "Красноярск" и "Благовещенск" в акватории Якутска, и "К.М. Станюкевич". Есть большие шансы, что последний, построенный в 1956 году, в каком-то виде все-таки вернется на наши реки. По крайней мере сейчас он проходит реконструкцию в одном из нижегородских затонов и, судя по фото, выглядит достойно.

Мой последний контакт с пароходами этой серии датируется 8 августа 1990 года. В тот день на зеленой стоянке в Сосенках Московской области наш теплоход стоял вторым бортом с «Рязанью» (год постройки 1958, разрезан на металл в 2004). Конечно, фотофиксации той встречи нет, но в моей памяти остался факт короткой прогулки по палубе этого представителя проекта 737. Так что, как говорится, я там был.

Второе место – тип «Бородино».

Если на 785-м мне посчастливилось пройти лично, то пароходы проекта «Бородино» я лишь наблюдал проходящими мимо. По сравнению с предыдущим проектом, им повезло прожить более долгую речную жизнь.

Серия строилась с 1911 по 1917 годы на коломенских верфях по заказу акционерного общества «Кавказ и Меркурий». Всего было построено 11 теплоходов. Предназначение их было весьма четко сформулировано – перевозка товаров и пассажиров на линии Нижний Новгород – Астрахань. Упомянутые мною выше «Урицкий» и «Парижская коммуна» как раз из этой серии.

Для своего времени, когда колесные пароходы были уже широко известны и распространены, в том числе и на Волге, инженеры Коломенского завода применили в конструкции своих судов дизельные двигатели. Тем самым пассажирские теплоходы типа «Бородино» стали первыми в мире дизельными пассажирскими судами в мире. В отличие от массивного и занимающего большой полезный объем корпуса судна двигателя парового, дизельные агрегаты занимали меньше места и позволяли существенно увеличить перевозимую полезную нагрузку. В качестве движителя на новых теплоходах был выбран гребной винт, вместо привычных в то время гребных колес. Колесо давало хорошую эффективность на мелководье, а вот на глубине лучше себя показывал именно винт.

Вот как описывался теплоход «Урицкий» в книге «Теплоходы» (издательство «Водный транспорт», Москва, 1938 г.) под авторством Б.М. Лобач-Жученко:

«Теплоходы имею двухэтажную деревянную надстройку по всей длине судна, кроме оконечностей, в которой расположены пассажирские помещения — наверху мягкие места и две столовые, а внизу — жесткие места и одна столовая.

Средняя часть нижней палубы заняты машинной рубкой, каютами служебного персонала, буфетом, камбузами, баней, прачечной, кладовыми буфета, ледниками и т.д.

У кормовой части нижней палубы имеются пассажирские помещения и обширная открытая площадка.

Верхняя палуба отведена исключительно для пассажиров. Каюты, одноместные и двухместные, расположены по бокам рубки с широким проходам по середине, в который выходят пассажирские каюты. Рубка окружена широкими балконами, которые прикрыты частью постоянными деревянными, частью съемными парусиновыми тентами. На носу и корме эти балконы примыкают к большим крытым террасам.

Переборка с большими зеркалами и зеркальными стеклами отделяет носовую двухсветную столовую от гостинной; через громадные зеркальные окна почти во всю вышину помещения открывается панорама реки впереди теплохода.»

Удивительные долгожители, встреченные мною в 1991 году – «Парижская коммуна» постройки 1914 года (первоначальное название «Царь Иоанн Грозный») и «Урицкий» постройки 1912 года (первоначальное название «Царьград»).

Их первоначальная пассажировместимость была рассчитана на 320 – 480 человек. По мере того, как у данных теплоходов утрачивалась актуальность именно грузовых перевозок, на некоторых судах была проведена реконструкция жилых и общественных помещений для повышения уровня комфортности, в результате которой пассажировместимость сократилась до 100 – 300 человек.

На сегодняшний день из серии «Бородино» лишь одно судно дожило в частично целом виде – теплоход «Память тов. Маркина» (первоначальное название «Багратионъ», год постройки 1912) лежит на крымском побережье в районе Судака.

Для «Урицкого» 1991 год стал последним годом эксплуатации, этим же годом он был списан. 

Третье место – пассажирские пароходы Сормовских заводов.

В 1991 году я также застал еще одних настоящих ветеранов, выпущенных теперь уже нижегородскими судостроителями в начале ХХ века:

  • «Спартак», начальное название «Великая княжна Татьяна Николаевна», год постройки 1914;
  • «Володарский», начальное название «Великая княжна Ольга Николаевна», год постройки 1914;
  • «Память Азина», начальное название «Великий князь Александр Михайлович», год постройки 1903.

«Спартак» в своей «карьере» успел сняться в фильме «Жестокий романс». В 1991 вместе с Володарским пароходы были исключены из состава пароходства, после чего долгое время пребывали в ожидании ремонта, пока в начале нулевых не сгорели и не были разобраны.

«Память Азина» также в 1991 году закончил выполнять рейсы, но его судьба менее печальна. Судно было продано заграницу, в настоящее время переоборудовано в гостиницу «Aquamarina» на территории Венгрии.

Пароход "Память Азина" («Великий князь Александр Михайлович») был построен на Сормовских заводах в 1903 году по заказу пароходного общества «Кавказ и Меркурий». Основными преимуществами по сравнению с другими судами того времени были высокая скорость и впечатляющая грузоподъемность на уровне семисот тонн.

Каюты, располагавшиеся на второй палубе, полагались пассажирам только первых трех классов, коих пароходы могли взять до 176 человек. Однако, пассажиров четвертого класса, на вторую палубу не допускавшихся, в общем помещении на первой палубе пароход мог вместить в разы больше (по некоторым сведениям, до 1000).

Несколько раз переименовавшийся, название «Память Азина» пароход получил в 1957 году, когда после капитальной перестройки он вышел на маршрут Ярославль – Астрахань.

К концу 1980-х на Волге в работе оставалось всего три колесных парохода: «Спартак», «Володарский» и «Память Азина». И если первые два, бывшие в свое время вершиной российского речного дореволюционного судостроения, привлекали на себя повышенное внимание туристов, то переделанный и осовремененный «Память Азина» оставался как бы в их тени.

Вывод волжских колесных теплоходов из эксплуатации объяснялся в первую очередь высокими издержками по поддержанию их работоспособности, а также истощением запасных механизмов и материалов и нехваткой квалифицированных кадров для работы с ними.

Последний рабочий сезон, отработанный пароходом «Память Азина», также выпал на 1991 год.  

Все-таки удивительный был тот год, причем по всем параметрам. Уходила страна, и вместе с ней уходил целый флот пароходов, переживший всю ее историю от начала и до конца.

Во второй части вспомним еще три проекта теплоходов и пароходов, ушедших вместе с СССР.

Подборка выходила 04.11.2022

заказать тур
на главную

ТОП-3:

арктические круизеры

Человечество шаг за шагом осваивает все окружающее его пространство. По мере того, как первооткрыватели продвигаются в своих открытиях все дальше и дальше, к постижению новых горизонтов приступают и туристы.

Помимо акваторий морей, рек и озер, у России «под боком» есть еще и океан. И не просто океан, а самый настоящий Северный Ледовитый: суровый, под стать Северному, и покрытый толстыми льдами, оправдывающими «Ледовитость». И если самые отчаянные туристы летят в космические туры, то самые смелые отправляются в полярные путешествия. А раз есть спрос, то появляется и предложение.

Иностранные операторы предлагают, в том числе для русскоязычных групп, водные путешествия по Арктике и Антарктике на больших, как заявляется, круизных яхтах. Эти многопалубные комфортабельные теплоходы отлично подойдут для экспедиционных туров по открытой воде, но не предназначены справляться с ледяными покровами. Чтобы пробиться к самой вершине планеты – Северному полюсу, нужны совсем другие теплоходы. И такие есть.

Сегодняшняя подборка будет, пожалуй, из самых брутальных судов. Я назвал ее – «Арктические круизеры». Поехали!

Первое место. Встречаем атомный ледокол «50 лет Победы».

Настоящий арктический великан, помимо научной и чисто практической работы, совершает за сезон несколько туристических рейсов из Мурманска на Северный полюс по маршруту "К макушке мира".

Уже не первый сезон самый мощный атомный ледокол в мире осуществляет туристические круизы. Несмотря на то, что ледокол «50 лет Октября» не планировался для эксплуатации в качестве круизного судна, в последующем на борту были проведены необходимые планировочные работы для повышения комфортабельности пребывания туристов. Сегодня ледокол может предложить своим гостям комфортное проживание в каютах различных категорий:

  • Двухместный стандарт = 44 каюты. В каюте: кровать, диван, ванная комната (туалет, душ), телевизор
  • Мини-люкс = 6 кают. В каюте спальная зона отделена ширмой от зоны отдыха, где расположены диван, письменный стол, телевизор, ванная комната (душ, туалет)
  • Люкс Джуниор = 4 каюты. Двухкомнатная двухместная каюта, одна комната – спальня, вторая – гостиная. Также в каюте есть ванная комната (душ, туалет)
  • Люкс Гранд = 2 каюты. Двухкомнатная каюта, оснащенная кофеваркой
  • Люкс Виктория = 1 каюта. Двухкомнатная каюта с более просторными комнатами, также оснащенная кофеваркой
  • Люкс Арктика = 5 кают. Самая просторная двухкомнатная каюта, рассчитанная на двух пассажиров.

Во всех каютах открывающиеся окна. Полная пассажировместимость – 124 человека.

Помимо комфортабельного проживания, туристам предлагается и изысканная кухня. Для питания туристов на борту ледокола работает ресторан со свободной рассадкой, а также открыт бар «Виктория», где можно продегустировать французские, итальянские и чилийские вина, одновременно наслаждаясь видами Арктики. В ассортименте бара большой выбор алкогольных и безалкогольных напитков.

Программа круиза предполагает экскурсию в капитанскую рубку, где можно пообщаться с капитаном, а также взглянуть на Арктику через панорамные окна капитанского мостика и увидеть ее так, как видит ее капитан.

Помимо ресторана и бара для туристов работают:

  • Лекционный зал, где проходят встречи с туристами, лекции и презентации полярных экспертов
  • Салон с панорамными окнами в носовой части ледокола;
  • Магазин;
  • Библиотека;
  • Сауна и бассейн с подогреваемой океанской водой.
«50 лет Победы»- самый большой и современный из арктических атомоходов. Он входит во вторую серию атомных ледоколов серии «Арктика», мощнейших из когда-либо построенных. Изначально, ледокол строился для проводки научно-исследовательских и грузовых судов по Северному морскому пути. И только в летние месяцы у путешественников появляется уникальная возможность отправиться в тур к северной «макушке» планеты на реальном рабочем ледоколе.

Вторе место. Атомный ледокол «Виктор Черномырдин».

Ледокол «Виктор Черномырдин» пока еще не задействован в круизных маршрутах. Однако, совсем недавно этот дизель-электрический ледокол получил характеристику «Passenger ship» в символе класса. Теперь судно может использоваться и для проведения арктических круизов, в том числе и в путешествиях на Северный полюс, в свободные от графика основной работы даты. Для этих целей на ледоколе уже проведен комплекс работ по модернизации, в первую очередь, по приведению условий по обеспечению безопасности пассажиров в соответствие с требованиями правил Российского морского регистра судоходства.

Максимальная пассажировместимость ледокола – 90 пассажиров, которые смогут разместиться в полностью комфортабельных условиях.

В мае этого года «Виктор Черномырдин» в ходе ледовых испытаний подтвердил, что способен продвигаться непрерывным ходом в сплошном ледяном поле толщиной до 2 м. Изначально судно планировалось использовать для проводки судов в Арктике и Балтийском море.

Третье место. Теплоход «Профессор Хромов».

«Профессор Хромов», как и «50 лет Победы», действующее экспедиционное судно, работающее с пассажирами-туристами. Большую часть сезона в период с июня по сентябрь судно работает с круизами по Дальневосточному региону. Круизы теплохода проходят вдоль Курильского архипелага, берегов Камчатки и Чукотки, предусмотрены заходы на Командорские острова и Курилы, острова Врангеля и Геральда, в бухту Петра и Павла и ряд других интересных пунктов.

С точки зрения отношения теплохода к арктическому региону стоит отметить, что «Профессор Хромов» заявляет в своем расписании уникальные трехнедельные туры по Северному морскому пути. Сложно представить более экстремальное и более интересное путешествие, позволяющее познакомиться с природой, климатом и характером этой части мирового океана.

«Профессор Хромов» - небольшое по морским меркам экспедиционное судно ледового класса, построенное в Финляндии в 1984 году по заказу Академии наук СССР. Для размещения 50 пассажиров на борту организовано 28 кают.

В 2019 году «Профессор Хромов» был полностью переоборудован для комфортно проведения круизов с заходами в места, куда обычным круизным судам не добраться. После проведения реновации общественные помещения и каюты стали более комфортабельными и уютными. Для удобства пассажиров на борту теплохода работают:

  • Лаундж
  • Бар
  • Лекционный зал
  • Библиотека
  • Сауна
  • Ресторан
Открытые палубы позволяют любоваться окружающими видами на айсберги, береговые ландшафты, а также рассматривать морских животных, нередко встречающихся на пути. Для высадки на необорудованный берег, которые проводятся регулярно на протяжении круизов, используются надувные моторные лодки «Зодиак».

Вот такая тройка арктических круизеров получилась сегодня, есть на чем идти в круиз в Арктику.

Если на Северный полюс, то только на ледоколе!

Подборка выходила 28.10.2022

заказать тур
на главную

ТОП-3:

теплоходы реки енисей

В прошлых подборках я рассматривал теплоходы, предлагающие круизные маршруты по озеру Байкал и реке Лене. Сегодня, следуя этой спонтанно возникшей логике, я решил продолжить разбирать сибирский регион. Собственно, остался только бассейн реки Енисей. О нем и пойдет речь.

Знакомимся, теплоходы Енисея.

Сначала несколько слов о самом Енисее. Необъятным просторам российской Сибири соответствуют такие же мощные и полноводные реки. Наравне с Леной, Енисей также входит в число крупнейших водных артерий планеты:

  • пятое по длине место в мире с протяженностью 3487 км;
  • второе место в России по площади бассейна и седьмое в мире;
  • первое место в России по полноводности. 

Собственно, Енисей, начинающийся в городе Кызыл, можно считать природной границей между Западной и Восточной Сибирью – левобережьем Енисея заканчивается великая Западно-Сибирская равнина, а правый берег – царство горной тайги. От гор Саян до Северного ледовитого океана течение Енисея пересекает все климатические зоны Сибири, и если его верховья, это владения пустынных верблюдов, то низовья – вотчина белых медведей.

Сегодня Енисей – важнейший водный путь Красноярского края. Главные порты и пристани: Абакан, Красноярск, Стрелка, Маклаково, Енисейск, Туруханск, Игарка.

До недавнего времени пассажирский флот Енисея был представлен рейсовыми пассажирскими судами, осуществляющими перевозку жителей и грузов между портами. С 2020 года к ним присоединился и большой четырехпалубный теплоход проекта Q-040, первый на Енисее, совершающий «люксовые» экспедиционные туры, «Максим Горький».

Предлагаю с него и начать подборку. Итак, первый в тройке«Максим Горький». По сути, это роскошный «отель на воде» с увеличенными по площади каютами, оформленными дизайнерскими интерьерами, и уникальными общественными зонами. В 2019-2020 годах теплоход прошел глобальную реновацию до уровня 5* по международным стандартам. По итогам перестройки количество кают заметно уменьшилось, а шлюпочная палуба практически вся была отведена под ресторан и бар, образующим большой ресторанно-развлекательный комплекс, на солнечной палуб разместились SPA-отсек с тренажерным залом. 

Каютный фонд теплохода таков (в каждой каюте шкаф, радио, кондиционер, душ, санузел, обзорное окно, розетка 220V, холодильник, телевизор, сейф):

  • 32 каюты класса «делюкс двухместный»;
  • 8 кают класса «делюкс трехместный»;
  • 6 одноместных каюты.
Таким образом, теплоход стал рассчитан всего на 94 пассажира, получающих практически клубных формат пребывания на теплоходе. Помимо SPA-зоны, на борту теплоходы расположены:
  • Ресторан «Енисей»;
  • Ресторан «Улов дня»;
  • Сибирский паб;
  • Караоке-бар;
  • Винная библиотека;
  • Конференц-зал/кинотеатр;
  • Массажный кабинет
  • Хамам
  • Соляная комната
  • Сувенирный киоск
  • Медицинский кабинет.
Отдельно хочу еще сказать несколько слов о системе питания на теплоходе. Как ничто другое понять особенности истории, традиций и культуры народности позволяет ее национальная кухня. Для реализации настоящего сибирского опыта на борту теплохода работают шефы с большим опытом работы в Красноярском крае, специальное меню для теплохода составлено шеф-поваром красноярского ресторана сибирской кухни «Хозяин тайги».

В качестве дополнения для пассажиров теплохода работает гастрономический рыбный ресторан «Улов дня», меню которого полностью отражает его название. Формат питания на борту выстроен следующим образом:

  • Завтрак, обед – заказная система с включенными напитками (вода, чай, морс, сок);
  • Ужин – заказная система по меню с включенными напитками (вода, чай, кофе, морс, пиво; фирменные настойки (2 порции));
  • Бутилированная вода в каюте – ежедневное пополнение.
На сезон 2023 года у «Максима Горького» запланировано 15 круизов, преимущественно 11-дневных, в период с мая по октябрь, под общим названием «Енисейская экспедиция». Обзор маршрута чуть позже я сделаю отдельным блоком. 

Переходим к второй позиции в списке. Здесь расположился пассажирский теплоход «А. Матросов»

Судно построено по проекту 588 в 1954 году по заказу СССР на верфях ГДР. Пассажировместимость 250 человек. Теплоход работает на рейсовых перевозках по Енисею в основном между Красноярском и Дудинкой. Вниз по течению путь занимает 4 дня, вверх по течению – почти 6 дней. На маршруте по пути следования 16 остановок.

Каютный фонд теплоход сохранился с момента постройки теплохода и состоит из одно-, двух-, трех- и четырехместных кают, а также нескольких кают категорий полулюкс и люкс. Комфорт таких кают далек от круизных стандартов: если «люксовые» каюты оснащены персональными санузлами (только в категории люкс и полулюкс) и мягкими диванами, то двухярусные четырехместные каюты главной палубы располагают лишь жесткими диванами, даже без умывальников. Санузлы общие, расположены на палубах.

Расписание рейсов строится с июня по октябрь, отправление в рейс из Красноярска раз в две недели в семь утра, из Дудинки – в полдень.

Третье место досталось теплоходу «В. Чкалов». Теплоход также проекта 588, построен в 1954 году. Собственно, вместе «А. Матросовым» теплоход работает на пассажирских перевозках по Енисею между Красноярском и Дудинкой.

С момента постройки, поступившие вместе в Енисейское речное пароходство, оба теплохода честно работают на рейсовых линиях. Каютный фонд «В. Чкалова» повторяет оснащение предыдущего теплохода.

На обоих теплоходах работают буфет и рестораны. Пункты питания работают также как и в железнодорожном транспорте: меню с ценником, заказанная еда оплачивается на месте.  

Если продолжить сравнение железнодорожного и речного средств передвижения, то первое бесспорно быстрее, но второе более размеренное и богатое впечатлениями. Опять же, в некоторые населенные пункты, расположившиеся на берегах реки, можно и добраться лишь по воде.

Вот такой получилась сегодняшняя подборка, посвященная действующему пассажирскому речному флоту Енисея по состоянию на сегодня.  

Подборка выходила 21.10.2022

заказать тур
на главную

ТОП-3:

теплоходы реки лена

Из более сотни пассажирских теплоходов России, составляющих круизный туристический флот, всего лишь менее десяти работают за Уралом на могучих сибирских реках. Есть все основания полагать, что положение будет постепенно улучшаться, ведущие операторы медленно, но поступательно осваивают новые акватории.

Сегодняшняя подборка коснется теплоходов реки Лена. 

Лене принадлежит несколько рекордов:

  • Самая большая река Восточной Сибири; десятая река в мире по длине и восьмая в мире по полноводности;
  • Самая крупная река в мире, протекающая в зоне вечной мерзлоты;
  • Самая большая река России, чей бассейн не выходит за пределы нашей страны.

Длина Лены 4294 км от истока в 10 километрах от озера Байкал до устья, где она впадает в море Лаптевых Северного Ледовитого океана. Река протекают в суровых и малонаселенных районах, практически весь ее путь проходит в ареале вечной мерзлоты, на ее берегах непосредственно находится всего шесть городов:

  • Якутск – самый крупный город на Лене с населением 300000 человек, столица Якутии;
  • Усть-Кут – самый старый город Восточной Сибири, бывший одним из первых русских поселениях в этом регионе. Здесь же расположен один из крупнейших речных портов России – порт Осетрово, единственный порт, связывающий водную систему Лены с железнодорожным сообщением страны;
  • Ленск – с населением 23000 человек;
  • Киренск – 11000 человек;
  • Олекминск – 9000 жителей;
  • Покровск – 9000 жителей.
При таких исходных на Лене работает свой туристический круизный оператор. Помимо городов, в которые по классической практике круизной отрасли проводятся экскурсионные программы, на Лене есть и свои уникальные памятники природы. Один из них – Ленские столбы, включенные в список мирового наследия ЮНЕСКО.

Для туристов работают три теплохода: Демьян Бедный, Михаил Светлов и Механик Кулибин. Расположу их по порядку с точки зрения алфавита. 

ПервыйДемьян Бедный. Трехпалубный комфортабельный теплоход проекта Q-065, построенный в Австрии в 1985 году. Пассажировместимость 210 человек.

К услугам туристов 22 четырехместных каюты, 24 трехместных, 6 одноместных, а также по две каюты классов «люкс» и «полулюкс». Все каюты с удобствами, оборудованы кондиционером и телевидением. В люксовых каютах предусмотрены двуспальные кровати, а также они укомплектованы холодильниками.

Последний раз теплоход проходил модернизацию в 2011-2013 годах. Совершает как небольшие туристические познавательные рейсы, так и полноценные 14-дневные круизы по маршруту Якутск – Тикси – Якутск «Полярный рывок». Круиз обязательно включает в себя посещение национального природного парка «Ленские столбы», крутые скалы которого, простирающиеся на 40 километров, наиболее ярко и впечатляюще передают суровое величие якутской природы.


Вторым идет судно «Механик Кулибин». Двухпалубный грузопассажирский теплоход проекта 646, один из четырех оставшихся в эксплуатации теплоходов этого проекта, построен в 1955 году на германских верфях по заказу СССР. Изначально, проект предусматривал выход данного класса теплохода в море.

Сегодня «Механик Кулибин» работает как пассажирское рейсовое судно между населенными пунктами Якутск и Неелово (читай Тикси). Иногда между пассажирскими рейсами выполняет короткие прогулочные рейсы и также недлительные круизы на Ленские столбы.

Для размещения туристов или пассажиров имеет каюты разной категории, самые комфортабельные из которых оснащены раковиной с водой. Санблоки общие, расположены на палубах. Общая пассажировместимость 169 человек.

Для питания на теплоходе работает ресторан, а также имеется салон на 31 посадочное место. Дополнительно может взять до 10 тонн груза.


Замыкает тройку – теплоход «Михаил Светлов». Это, конечно же, не теплоход из всем известного фильма «Бриллиантовая рука». Трехпалубное круизное судно проекта Q-065 – близнец «Демьяна Бедного», построен в Австрии в 1986 году. Первоначально прибывшее в Тюмень для работы по Оби и Иртышу, пробыло там только одну навигацию, после чего уже 1988 году прибыло на реку Лену.

В нулевых годах теплоход был сначала продан частному владельцу, затем снова вернулся Ленскому объединенному речному пароходству.

Пассажировместимость такая же, как и у собрата по проекту – 210 пассажиров. Тот же набор комфортабельных кают, из зон отдыха конференц-зал (при необходимости переоборудуемый в кинозал), салон отдыха, музыкальный салон с баром и танцполом, ресторан, сауна, парикмахерская.

Также работает весь сезон на Лене в качестве круизного судна, предлагая как короткие трехдневные путешествия, так и большие двухнедельные туры по всей длине Лены до заполярного порта Неелово с экскурсией в Тикси. В коллекции есть еще один 10-дневный маршрут по Лене, где работают оба теплохода проекта Q-065 - Берега реки Сибирской.

Подвожу итог. 

Если вы заядлый круизер, и в ваших планах совершить круиз по самой большой реке в Восточной Сибири – то надо решаться. По крайней мере, флот, на котором эти планы можно реализовать в наличии и в исправном состоянии!

Подборка выходила 14 октября 2022 года

заказать тур
на главную

ТОП-3:

теплоходы озера байкал

В новой подборке ТОП-3 речь пойдет о круизном флоте озера Байкал. 

Все три судна готовы показать путешественникам основные туристические локации озера. В коллекции «Вся Россия с борта теплохода» есть варианты под каждого из них. Помимо двух классических теплоходов в подборку входит и универсальное судно на воздушной подушке, способное осуществлять туры и летом, и зимой. Справедливости ради, с него планирую и начать.

Итак, на первом месте сегодня судно на воздушной подушке (СВП) «Бирюса». 2022 год стал первым в его круизной жизни, открывшийся в феврале первым зимним сезоном. Специфика судна именно в том, чтобы предоставить туристам возможность более гибкого и маневренного проведения тура. Участники «Зимней Байкальской экспедиции» ночуют в береговых отелях, а днем передвигаются по озеру. Воздушная подушка позволяет делать практически каждый тур уникальным, подстраивая маршрут под текущие погодные условия и забираясь в такие уголки, в какие летом не зайдет ни один теплоход.

20 сентября выходил анонс «Зимней Байкальской экспедиции», где я более подробно рассказывал и о расписании рейсов на зимний сезон 2023, и об особенностях зимнего тура по Байкалу. Летнее расписание 2023 года еще в стадии разработки.

СВП «Бирюса» рассчитано на 36 посадочных мест с откидной спинкой, оснащенных розетками для подзарядки различных гаджетов. Двухслойное остекление обеспечивает пассажирам дополнительные шумо- и теплоизоляцию.

Высота воздушной подушки судна 0,9 м, что позволяет ему без проблем преодолевать разного рода препятствия при движении по суше, льду или воде. По воде «Бирюса» может развивать скорость до 50 км/час, а по льду или снежному покрову высотой до 5 см аппарат разгоняется до 75 км/час.

На втором месте расположился теплоход «Империя» - самый большой и комфортабельный классический теплоход на Байкале.

Рассчитанный на 45 пассажира, теплоход оснащен 23 комфортабельными каютами со всеми удобствами. Здесь есть стандартные одноместные и двухместные каюты, а также двухкомнатные люксы. Помимо кают на теплоходе «Империя» предлагает своим гостям:

  • ресторан;
  • бар;
  • сауна;
  • бассейн;
  • зона отдыха на открытой палубе;
  • сувенирный киоск.
Трехразовое питание, в том числе с включением блюд байкальской кухни, проходит как в ресторане, так и при хорошей погоде на открытой палубе.

Сауна с бассейном, рассчитанные на 5 человек, находятся в бесплатном доступе для туристов теплохода, в салоне с баром проводятся встречи и лекции по маршруту движения судна.

Впервые «Империя» прошла экспедиционным круизом по Байкалу в 2020 году. На лето 2023 года намечено шесть семидневных туров, в рамках которых туристы пройдут через Байкал с юга на север, посещая по пути красивейшие заповедные природные ландшафты и места, связанные с мифами озера и миром шаманов. Русская баня на берегу озера, а также лекции и беседы о Байкале от сопровождающего группу байкальского гида позволят еще ближе познакомиться с колоритом и особенностями озера.

На третьем месте еще один классический теплоход – «Александр Великий». Он чуть меньше «Империи», рассчитан всего на 34 пассажира. Его преимущество – возможность причалить практически в любой точке Байкала.

«Александр Великий» - двухпалубный теплоход, построенный в 1987 году, а в 2018 году прошедший глубокую реновацию по повышению уровня сервиса и комфорта размещения туристов. Сегодня теплоход предлагает 14 кают от одноместных до четырехместных. Все каюты с удобствами.

Также на борту теплохода ресторан, в котором находится бар, салон отдыха и конференц-зал.

Теплоход работает на маршруте с мая по сентябрь, совершая пяти-, шести-, семи- и восьмидневные туры по озеру. Всего на 2023 год намечено 17 путешествий.

Вот такие теплоходы работают на Байкале и готовы предложить свои услуги всем желающим.

Подборка выходила 7 октября 2022 года

заказать тур
на главную

ТОП-3:

теплоходы морских круизов

Друзья, сегодняшняя подборка посвящена морским круизным теплоходам, задействованными в круизах коллекции «Вся Россия с борта теплохода».

Надо признать, что, "закатывая" данную подборку в рубрику «ТОП-3», я немного лукавлю, потому что таких лайнеров я всего насчитал три штуки из действующих. В прошлом году в анонсах появлялся лайнер «Родина», который был заявлен на дальневосточные маршруты по Охотскому морю и Тихому океану, но потом он как-то постепенно ушел из анонсов и пока про него нет никакой дополнительной информации.

Давайте посмотрим, что же получилось из реальных морских лайнеров.

Первое место я отдал новинке этого года, одиннадцатипалубному гиганту компании MIRAY CRUISES, красавцу «ASTORIA GRANDE». Бесспорно, классический полноценный морской пассажирский лайнер начал свою круизную кампанию 16 июля 2022 года. В программе как на сезон 2022 года, так и на следующий сезон заявлены 8-дневные круизы по маршруту Турция из Сочи с отправлением и прибытием в Сочи к турецким берегам с посещением Стамбула и некоторых других черноморских городов в зависимости от маршрута. Два дня пути предполагаются в движении по Черному морю.

Туристам предлагаются масштабные развлекательные программы для взрослых и детей на борту лайнера и четырехразовое питание в ресторанах по системе «шведский стол». Дополнительные опции, которые будут востребованы российскими туристами:

  • Русскоязычное обслуживание и сервис на борту теплохода;
  • Не требуются визы, тесты и вакцины;
  • На борту действует карта «МИР».

На второе место поставил старожила отечественных морских пассажирский и круизных перевозок теплоход «Князь Владимир». К сожалению, последние сезоны оператор испытывает определенные организационные сложности, отчего был досрочно завершен прошлый сезон, а в этом теплоход и вовсе не выходил в рейсы.

Тем не менее, не надо терять надежды. По крайней мере, по доходящим слухам процесс доведения теплохода до соответствия всем действующим требованиям не останавливается, и, возможно, к сезону 2023 года лайнер удастся вывести в рейс.

До сезона 2021 года «Князь Владимир» совершал круговые 7-дневные круизы по маршруту Сочи-Новороссийск-Ялта-Севастополь-Сочи по общим названием По морю Черному. Основная масса кают располагается на 2-5 палубах девятипалубного теплохода.

Третье место достается тоже новинке, но уже 2020 года, теплоходу проекта PV300 класса «река-море», лайнеру «Мустай Карим». Пусть этот проект не совсем дотягивает до полноценного морского пассажирского судна, тем не менее, его возможности позволяют осуществлять туристические рейсы из Ростова-на-Дону по Азовскому и Черному морям до Новороссийска.

Современный четырехпалубный круизный теплоход «Мустай Карим» обладает всеми достоинствами класса «люкс» и предлагает своим туристам повышенный уровень комфорта и сервиса.

В свой первый год навигации лайнер совершил три круговых круиза По берегам двух морей Ростов-на-Дону – Новороссийск – Ростов-на-Дону, в 2021 расписание немного скорректировался и он работал на односторонних маршрутах Ростов-на-Дону – Анапа и Анапа – Ростов-на-Дону. В 2022 году в силу проводимой СВО морские круизы теплохода были отменены.

Вот такая сегодня получилась тройка морских теплоходов России. Жду с нетерпением, какие новости принесет нам 2023 год.

Подборка выходила 30 сентября 2022 года

заказать тур
на главную

ТОП-3:

ожидаемые новинки сезона 2023 года

В прошлый раз я вспомнил теплоходы, появившиеся на реках России в 2022 году. Сегодня посмотрим на суда, появление которых ожидается в году 2023.

Вообще, это прекрасные новости, что не смотря ни на что, на наших реках в принципе появляются новые теплоходы. До рекордов пассажирской навигации начала 80-х прошлого века сейчас, конечно, очень далеко, но сам факт строительства, пусть единичных, новых круизных пассажирских судов очень радует. По одному, по два, но это уже свои, отечественные корабли.

1. На первое место я поставил четырехпалубный теплоход 301 проекта «Огни большого города». В 2022 году этот теплоход сменил оператора, что потянуло за собой не только смену названия, но и комплексный ремонт. Изменилась отделка кают и общественных помещений. Интерьеры и названия локаций выдержаны будут в едином стиле, посвященному кинематографу, да и само название теплоход получил в честь фильма Чарли Чаплина:

  • Рестораны «Оскар» и «Ника» предложат путешественникам вкусно позавтракать, пообедать и поужинать; завтрак проходит в формате шведского стола, а обед и ужин предоставляются по заказному меню;
  • Лаунж-бар «Чаплин» - большой бар, совмещающий кинозал и концертную площадку;
  • Панорамный бар «Эпизод» - большой бар в носу шлюпочной палубы, где в любое время круиза можно отдохнуть наедине с самим собой, наслаждаясь вкусным напитком и любуясь красочным пейзажем;
  • Читальный салон «Прибытие поезда» - также просторный и уютный салон с панорамными окнами в носовой части средней палубы.
  • Теплоход рассчитан на 255 гостей, которые с комфортом смогут разместиться в 117 каютах. Навигация теплохода в 2023 году начнется 29 апреля рейсом из Нижнего Новгорода. До 1 октября он совершит около четырех десятков круизов преимущественно из Москвы длительностью от 3 до 11 дней. Базовая средняя стоимость путешествия на теплоходе «Огни большого города» в 2023 году составит от 7500 рублей за место в сутки.

2. На втором месте самый ожидаемый теплоход отечественной круизной отрасли – второе судно проекта PV300VD «Петр Великий». Судно было заложено в августе 2016 года на судостроительном заводе «Лотос» в Астраханской области, и должно было выйти в первый рейс в 2019 году. В конце мая 2019 года теплоход был спущен на воду для достройки, с тех пор сроки его сдачи в эксплуатацию неоднократно переносились.

Есть основания предполагать, что в 2023 году "Петр Великий" все же будет достроен и войдет в состав российского круизного флота. По уровню сервиса и комфорта это должен быть теплоход класса «люкс», а судоходный статус «река-море» позволит совершать ему морские круизы на пару со своим собратом по проекту теплоходом «Мустай Карим». Но в отличие от последнего, «Петр Великий» заявлялся в свое время на круизы по Каспийскому морю, которые обещали стать очень востребованными у наших путешественников. Если все пойдет по плану, то «Петр Великий» станет единственным туристическим лайнером, осуществляющим круизы по Каспийскому морю.

Есть еще одно ключевое отличие «Петра Великого» от «Мустая Карима» - балконы. Они будут практически во всех 155 каютах, включая категорию «стандарт», и лишь 9 кают останутся без балконов. Помимо балконов, проектом теплохода предусмотрено еще некоторые «фишки»:

  • Бассейн со сдвигающейся крышей;
  • 2 джакузи;
  • Театрально-музыкальный салон со сценой для представлений;
  • Круглосуточный гриль-бар на открытом воздухе;
  • Ресторан с открытой кухней.

3. Третье место занимает, пожалуй, самый необычный круизный теплоход, который должен появиться на наших реках. Речь идет о колесном дизель-электроходе «Золотое кольцо». Строительство теплохода, начатое в 2018 году, подходит к своему завершению. Предварительно, судно должно было начать круизную жизнь в 2022 году, но старт был перенесен. Теплоход специально спроектирован и предназначен для круизов по рекам с малыми глубинами - осадка дизель-электрохода всего 1,2м, что меньше, чем у двухпалубных теплоходов проекта 305. Главная особенность проекта – настоящий колесный движитель.

Если теплоход зарекомендует себя хорошо, то он имеет огромные перспективы именно на малых реках России, таких как Ока, Сура, Вятка или Северо-Двинская система рек.

22 сентября начались предпродажи на круизы на теплоходе «Золотое кольцо» на 2023 год. В расписании 13 одиннадцатидневных круговых круизов по маршруту «Московской кругосветки» со стартом и окончанием в Нижнем Новгороде. Главная «фишка» данного формата кругосветки – полноценный проход по Москве-реке под всеми мостами Москвы от Северного речного вокзала до Южного речного вокзала. Оператор предлагает возможность рассмотреть с борта теплохода весь столичный берег Москвы-реки.

На теплоходе предполагается 66 кают делюкс с балконом на трех палубах – главной, средней и верхней, 2 каюты-полулуюкса на главной палубе для маломобильных пассажиров и 6 сьютов с террасой повышенной комфортности на верхней палубе.

Стоимость мест на начинается со 121300 рублей за человека.

Первый рейс в расписании намечен на 15 мая, завершающий – на 12 сентября 2023 года.

Так что ждем. Расписание на «Огни большого города» и «Золотое кольцо» на 2023 год уже заявлено, по «Петру Великому» планы пока не разглашаются. Интрига огромная и она сохраняется.

Подборка выходила 23.09.2022 

заказать тур
на главную

ТОП-3:

новинки сезона 2022 года

На реках России сегодня около сотни круизных теплоходов. Какие-то регулярно совершают речные путешествия, какие-то уходят на временную остановку для проведения ремонта или, даже, глубокой реновации. И не смотря ни на какие сложности, строятся и абсолютно новые суда. 

Также случается, что теплоход меняет владельца, после чего он может пройти комплексную переделку и вернуться не только с новым названием, но и в абсолютно новом статусе.

Сегодня уже трети круизного сезона 2022 года уже позади. Предлагаю вспомнить, какие новые имена появились в этом году впервые на наших реках. Насчитал три таких имени, расположил их по степени новизны и вот что получилось.

Первое место

На первом месте не совсем теплоход, точнее, совсем не теплоход, а судно на воздушной подушке «Бирюса». Аппарат, специально построенный в Ленинградской области на судоверфи «Парящие машины» («ПарМа») для совершения экспедиций по легендарному озеру Байкал. Главная и основная уникальность судна – круглогодичная возможность эксплуатации. Зимние экспедиции впервые были опробованы в феврале-марте 2022 года и, судя по тому, что на сезон 2023 года заявлен период февраль-апрель, данный формат был принят нашими туристами и, вероятно, станет востребованным предложением. Воздушная подушка во много раз повышает проходимость судна, что делает доступными для посещения абсолютно новые локации.

Лето 2022 года для СВП «Бирюса» также прошло насыщенным и загруженным рейсами. Круиз проходил в двух односторонних форматах Улан-Уде – Иркутск и Иркутск – Улан-Уде.

Сейчас открыто бронирование на зимний сезон 2023 года. В первом квартале 2023 года судно совершит 5 восьмидневных рейсов из Иркутска и 4 восьмидневных из Улан-Уде по цене 149786 рублей за место и два шестидневных рейса из круиза стоимостью от 115024 рублей за место

второе место

На втором месте новый четырехпалубный теплоход проекта 301 «Маленький принц». Выпущенный в 1976 году. Долгое время он ходил в круизы по Днепру, а с начала этого сезона уже под новым названиям вышел на внутрироссийские круизы. На теплоходе проведен полный ремонт кают и общественных помещений, обновлены интерьеры и обстановка.

В этом году теплоход совершал круизы преимущественно из Москвы по Волге и по северным рекам до Санкт-Петербурга. На 2023 год также запланированы круизы преимущественно из Москвы длительность от 3 до 20 дней, средняя цена тура составит от 6000 рублей в сутки с человека.

Особенностью расписания круизов теплохода в 2023 году станет рейс в мае в Уфу из Москвы с проходом по реке Белой. Сезон 2023 года станет первым, когда в столицу Башкирии пойдут несколько четырехпалубных теплоходов, и «Маленький принц» один из них. Стоимость одиннадцатидневного путешествия по акции раннего бронирования начинается с 78690 рублей за место.

третье место

Наконец, завершает тройку новинок теплоходов круизного года 2022 – трехпалубный теплоход «Юрий Никулин». Это не новое название теплохода, наоборот, теплоход вернул себе изначальное имя. Тем не менее, к этому событию было проведено комплексное обновление теплохода.

«Юрий Никулин» работает в 2022 году и продолжит работу в 2023 году от Пермского оператора с преимущественными круизами с отправлением из Перми и Казани. В расписании как трехдневные круизы выходного дня, так и 19-дневные туры в Санкт-Петербург. Также теплоход предлагает широкий выбор города отправления в путешествие.

Вот такие новинки вышли в навигации 2022 году. Чуть позже выйдет пост с ожидаемыми новинками сезона 2023 года. Следите за новостями.

Ходить в круизы это здорово! Тем более на новых теплоходах, быть, так сказать, первооткрывателями! Присоединяйтесь к новым впечатлениям!

Подборка выходила 16.09.22

заказать тур
на главную

ТОП-5:

он такой один

Давно витала идея составлять подборки теплоходов или круизов по определенным критериям. Наконец-то концепция начинает постепенно материализовываться. 

Первая подборка - подборка теплоходов либо единственных представителей своего проекта, либо радикально отличающихся от своих собратьев по серии

ИТак, ТОП-5 теплоходов, отличающихся своей уникальностью на фоне остального пассажирского флота, и которых по праву можно считать единственными в своем роде.

Первое место

На первое место в рейтинге "ТОП-5 - Он такой один", вероятно, ожидаемо и вполне справедливо, я поставил новейший российский теплоход «Мустай Карим» проекта PV300, начавший свою круизную жизнь в 2020 году. Он стал первым и пока единственным теплоходом, построенным по революционному для пассажирского судна проекту, позиционирующему теплоход, как плавучий отель.

Теплоход «Мустай Карим» класса «люкс», работает в основном на рейсах из Москвы и Санкт-Петербурга. На 2023 год расписание пока еще не заявлено. Средняя стоимость криза на теплоходе варьируется в пределах 12-15 тысяч на человека в день.

второе место

На втором месте расположилось старейшее пассажирское судно на наших реках – колесный пароход «Н.В. Гоголь».

Настоящий раритет находится на ходу, совершает по два четырехдневных круиза Северодвинский вояж в сезон по Северной Двине из Архангельска, в остальное время работает на коротких прогулочных и познавательных рейсах.

В настоящий момент цены и расписание круизов на 2023 год формируется.

третье место

Третий теплоход из серии «ТОП-5 - Он такой один» - теплоход «Принцесса Анабелла» проекта 463, построенный в Голландии в 1972 году. Изначально по проекту это было судно-госпиталь, но в 2007 году он прошел капитальную переделку и стал круизным пассажирским судном. Долгие годы работая с иностранными туристами, с 2020 года, после очередной реновации, вышел на рейсы с российскими туристами. Трехпалубный теплоход оборудован лифтом, все каюты оснащены французскими балконами.

В 2023 году оператором заявлен широкий спектр круизов по центральной части России, изюминкой которых станут круизы «Северные крепости» из Санкт-Петербурга с посещением Великого Новгорода и Старой Ладоги. Стоимость круиза начинается от 8-10 тысяч за человека в день.

четвертое место

На четвертой позиции рейтинга «ТОП-5 – Он такой один» трехпалубный теплоход «Русь Великая». Теплоход, изначально построенный в ГДР в 1960 году по проекту 588, позднее в 2011-2013 годах прошел глубокую реновацию, позволившую стать классом «река-море», и кроме того, с 2013 года проектом теплохода считается проект М-ПР 2,5. Других пассажирских теплоходов такого класса в настоящее время на реках России не замечено.

Проведенные изменения позволили теплоходу официально совершать прямые круизы на Соловецкий архипелаг, и даже дальше по Белому морю вплоть до Архангельска. В коллекции это круизы «Соловки из Москвы»и «Кому-то Архангельск и Питера ночи» из Москвы и «Беломорский поход» и «Соловки из Питера» из Санкт-Петербурга.

Рейсы на Соловки теплоход совершает в течение всего сезона, стоимость круиза Стоимость места начинается от 7-9 тысяч с человека в день. 

пятое место

И, наконец, на пятом месте также серийный теплоход проекта Q-040 – четырехпалубный «Александр Пушкин». И также подвергшийся реновации, позволившей повторить достижение «Руси Великой» и совершить прямой переход на Соловецкий архипелаг. На сегодняшний день это единственный четырехпалубный теплоход, совершающий круизы на Соловки. Рейсы проходят в течение всего сезона, начинаются как из Москвы, так и из Санкт-Петербурга, начальная стоимость – 102102 рубля за человека за 13-дневное путешествие по системе «все включено».

Вот такие 5 теплоходов попали в рейтинг «ТОП-5 – Он такой один». На каждом из них вы можете отправиться в круиз не только в 2023 году, но еще и в 2022 (за исключением «Н.В. Гоголя»), а подобрать и заказать маршрут можно как обычно на сайте!

Подборка вышла 09.09.2022

заказать тур
на главную