Мозг сопоставил факты. Во-первых, скорость, с которой мы летели, быть такой не должна. Понятно, что поезд «скорый», но не настолько же! Вчера я реально стукнулся головой о стену в купе, а в коридоре невозможно было пройти, не держась за поручень. Во-вторых, отсутствие света – что в купе, что в коридоре. Тоже фактор сомнительный для двузначного номера пассажирского поезда. В-третьих, пустой вагон. Вдобавок к перечисленному – нерабочий кондиционер и отсутствие половика в коридоре (только утром я на это обратил внимание, либо ночью его зачем-то свернули и убрали) лишь добавляли сюрреалистичности этому моменту: адский неуправляемый поезд, куда-то бешено несущийся сквозь утренний туман без машиниста, а мы – единственные его пассажиры. Мы вообще в столицу едем-то?! От такой ассоциации у меня немного подкосились ноги, и из купе выходить сразу же расхотелось.
Вдохнув и усилием воли всё же прогнав эти негативные мысли, я пошел умываться. То еще испытание вышло. Крючка для полотенца в туалете не было, полка для стаканчика потеряла свой бортик, один поручень был отломан, вероятно, кто-то очень сильно вцепился за него на очередном вираже в попытках удержаться в интересной позиции, отчего конструкция не выдержала. Что случилось в тот момент с бедолагой, лучше было не представлять.
Вишенкой на торте всего этого ужаса выступал кран. Чтобы добыть воду, давить на него надо было очень сильно, одной рукой у меня это не получилось. Прежде чем давить двумя руками, надо было куда-то деть стаканчик со щеткой и пастой. Ну, не в зубах же их держать!
Намотав полотенце шарфом на шею и поставив стакан на полку, я вдохнул и нажал на клапан крана двумя руками, мысленно моля его дать мне воды. Вместо этого по трубе сначала пошла страшная вибрация. Она быстро распространилась на стены, и всё помещение завибрировало в страшных судорогах. Дрожь каким-то образом перемещалась по стенам туалета. Тут мои силы иссякли. Ну, точно адский поезд!
После короткой передышки я предпринял вторую попытку добыть воду. В этот раз получилось лучше: стены снова задрожали, вода тонкой струйкой стала выплескиваться из крана, вибрация перешла на полочку, отчего та стала подбрасывать всё то, что я на нее поставил. И в эту секунду поезд заложил вираж.
Вагон дернулся точно в тот момент, когда стакан подпрыгнул над полкой, но приземляться ему было уже некуда. Мои ноги словно выскользнули из-под тела, и, забыв сразу же про воду, одной рукой я машинально схватился за дверную ручку, спасаясь от того, чтобы не растянуться на полу санузла, а второй рукой стал ловить разлетающийся набор для умывания.
Из трех предметов поймал я только тюбик с пастой. Стакану повезло попасть в раковину. Ударившись о мою протянутую руку, он немного замедлил падение и оттого не разбился вдребезги. С зубной щеткой пришлось проститься: она упала на пол. Подняв и выбросив ее в мусорку, с умыванием на том я закончил. Я решил, что пока совсем тут не убился, надо возвращаться в купе. Вернувшись, я обнаружил уже проснувшимися всех своих попутчиков, но про свое фиаско решил не рассказывать.
По мере того, как светало на улице, становилось светлее и в нашем купе. Правда, пейзаж за окном сменился, небо заволокло плотными тучами, и начинал накрапывать дождик.
Первую половину дня доигрывали вчерашнюю партию, а на обед группами по двое ходили в вагон-ресторан. Ничего с собой в дорогу вчера взять не удосужились, а, как говорится, голод не тетка – кушать-то хочется. Первое не брали, а на горячее было что-то своеобразное – среднее между бифштексом и тефтелями, зато соусом полили безумно вкусным. Хотя бы ресторан оказался не пустым: большая часть столиков была занята, и я перестал сомневаться, что мы не единственные пассажиры этого странного поезда. Назад, как и в ресторан, пробирались по уже отработанной схеме: прижимаясь спиной к стенам, помогая телу сохранять равновесие, держась обеими руками за поручень.
Дважды по мере продвижения к Москве на длинных остановках мы с папой выскакивали из поезда и мчались к зданиям вокзалов, чтобы найти расписания речной навигации. Информационные щиты того времени, надо отдать должное, зачастую содержали расписания и авиарейсов, и автобусов. На речные маршруты до этого дня нужды не было обращать внимание, но, возможно, отыскать информацию и о таких было реально. План сработал в Ярославле, где таковое расписание оказалось рядом с расписанием междугородних автобусных маршрутов. Наряду с местными метеорами и другими «трамвайчиками», наблюдалась и сетка отправлений и прибытий рейсовых теплоходов. С учетом прибытия судов в Ярославль и расстояния до столицы выходило, что из Москвы вниз по Волге можно отправиться на каком-то ежедневном теплоходе. Время отправления с Северного речного вокзала выпадало на вечер, где-то около семи часов. В принципе, как раз то, что нам нужно.
Скорый восемьдесят девятый по расписанию прибывал в пять. И теоретически, и практически мы успевали переместиться с Ярославского железнодорожного вокзала до Северного речного. Там, однозначно, была бы очередь в кассы, но хотелось надеяться и верить в лучшее, что мы всё успеем. Что же, пермский план пока работает, всё складывается в нашу пользу. В эту минуту и скорость локомотива уже не показалась такой уж запредельной: мы были полностью солидарны с машинистом в его желании нагнать расписание.
После обеда дождь усилился и теперь уже не просто накрапывал, а старательно поливал всё окружающее пространство. Справедливо полагая, что времени у нас в обрез, мы заранее собрали чемоданы, оставив только одежду на выход, и затянули новую партию. Вчерашнюю мы благополучно доиграли еще до Ярославля.
Однако, когда мы въехали на территорию Московской области, что-то пошло не так. Скорость стала сбавляться – сначала до нормальной, а потом и вовсе до еле плетущейся. На одной из остановок пригородных столичных электричек мы обогнали стоящий пассажирский поезд. К нашему удивлению, судя по табличкам, им оказался вчерашний состав, отправившийся в Москву до нас. И тут, где он находился сейчас, у него явно была не рейсовая стоянка.
Это было знаком. Причем не хорошим. В результате мы кое-как протянули еще один перегон между остановками и на следующей платформе остановились окончательно. Занавески в купе не было, как не было и пластикового релинга, на котором она обычно висит в порядочном поезде, отчего скрыться от глаз стоящих на платформе людей было некуда. Мы смотрели на них, они на нас. Предполагаю, они нам завидовали, потому как мы были внутри и не мокли, как они, на перроне под дождем, который к этому моменту перешел в фазу «ливень», спасаясь какими-то самодельными брезентовыми накидками. Мы же сами не знали, стоит завидовать нам или нет.
От опустившейся над землей тяжелой тучи на улице стемнело раньше времени. Синхронно стемнело и у нас в купе. Еще сумрачнее было в наших душах. Поезд не двигался. Это говорило только об одном: наши шансы успеть на теплоход снижаются с каждой минутой.
Стоим. Через полчаса ожидания мысль о том, что мы опоздаем с прибытием, стала констатацией факта.
Стоим. Людей с перрона подобрала подошедшая электричка, которая сразу же укатила дальше. Теперь напротив нас собиралась уже новая группа желающих выбраться отсюда. Нас тоже посетило предположение выйти и уехать на электропоезде, но оно уж больно смахивало на откровенный жест отчаяния. Решили отбросить эту идею и добираться до Москвы в своем поезде.
Стоим. Спустя час простоя грусть и досада, раздирающие нас изнутри, стали вырываться наружу короткими раздраженными фразами с пока еще контролируемым содержанием. Стоило так лететь, чтобы за час до прибытия вот так встать и опоздать?!
Пять часов вечера, на которые было спланировано наше прибытие на Ярославский вокзал, застали нас стоящими всё на той же платформе с пригородными поездами. Мы не трогались. Надежду давал лишь факт, что мы точно не знали времени отправления теплохода.
Наконец, поезд поехал. В некоем фатальном настроении мы даже не обрадовались, боясь сглазить и продолжая лежать на полках, предавшись каждый своим философским думам. Пусть все мы и готовились к негативному сценарию, который ждал нас впереди, но вслух этого никто не произносил.
За минуту до прибытия на перрон Ярославского вокзала мы уже стояли в тамбуре с чемоданами наперевес. Состав дрогнул и замер на станции, проводник открыл дверь и вышел первым. Пожелания удачного пути он от нас, вероятно, не расслышал, потому что мы уже со всех ног бежали по перрону по направлению к станции метро.
В вагоне подземки немного выдохнули: тут от нас уже ничего не зависело, нужно было просто запастись терпением и доехать. На Ленинградском шоссе нас встретило чуть моросящее небо Москвы, но на это уже было некогда обращать внимание. Папа побежал вперед к зданию Северного речного, а мы, волоча на себе багаж, старались не сильно от него отставать. Парковые белки, свесившись вниз головами со стволов деревьев, с любопытством наблюдали за нами, но нам до них не было никакого дела.
Я совсем вымок – снаружи от дождя, изнутри от пота. Руки, казалось, удлинились на десять сантиметров, плечи сводило под тяжестью висящих на них сумок. Финишные двести метров от подземного перехода до вокзала по прямой аллее я преодолевал словно на автопилоте. Не разбирая луж, ноги сами шагали вперед, стараясь не дать упасть телу, дрожащему всеми органами под тяжестью ноши.
Я уже почти доскребся до привокзальной площади, когда на лестнице, выйдя из здания и начав неспешно спускаться, показался папа. Что-то совсем недоброе родилось внутри меня и засмеялось нехорошим смехом.