серия - история одного круиза

первый майский!

Приветствую тебя, дорогой читатель!

Так получилось, что речные путешествия на теплоходах, круизных или пассажирских, давно и плотно вошли в мою жизнь. В какой-то момент я пришел к выводу, что круиз для меня – самый желанный вид отдыха, а увлечение разбираться в маршрутах и теплоходах постепенно переросло в уже профессиональный интерес.

По однажды внедренной традиции, еще из подросткового возраста, после каждого похода на теплоходе я составлял, образно говоря, некие записки наблюдателя. Спустя годы, эта традиция трансформировалась в расширенные, изложенные в хронологическом порядке «отзывы о путешествии».

Навигационный сезон 2019 года безусловно стал поворотным в моей практике круизера. Во многом именно он не только предопределил формат отпусков на следующие годы, но и сыграл ключевую роль в самом зарождении и становлении увлечения, выросшего за эти годы в нечто большее, чем просто турагентство.

Эта работа посвящена первому в том сезоне короткому круизу выходного дня по маршруту Саратов – Волгоград – Саратов, который совпал с празднованием Дня Победы. Это путешествие стало первым после долгого перерыва и первым весенним вообще в моей практике. До этого все мои речные путешествия выпадали на лето. Отсюда получилось и такое название «Первый майский!».

Текст «Первый майский» откроет большой сборник работ под общим названием «История одного круиза», составленный из рассказов по мотивам речных путешествий 2019 – 2022 годов. Все работы преследуют исключительно одну цель – поделиться личными полученными эмоциями и впечатлениями и мотивировать читателя попробовать самому отправиться в это удивительное и насыщенное приключение – речной круиз!


Отправляйтесь в речной круиз – путешествие, максимально наполненной эмоциями и впечатлениями!!! 

Предисловие. 
Глава 1. События
Глава 2. Новость 
Глава 3. День первый, 8 мая 2019 года. Отправление
Глава 4. Теплоход
Глава 5. День второй, 9 мая 2019 года. Волгоград
Глава 6. Салют
Глава 7. День третий, 10 мая 2019 года. Возвращение

Предисловие

Каждому событию или решению всегда предшествуют целая цепочка других событий или решений.

При всей кажущейся банальности подобного утверждения, всякий раз удивляешься его справедливости. На первый взгляд случайные события по прошествии какого-то времени странным, но при этом, как оказывается, абсолютно логичным образом складываются во взаимосвязанную цепочку действий.

Однако осознать подобную закономерность можно только после свершения самого факта события или решения. В самом же процессе развития ситуации увидеть конечную цель, к чему все идет, очень сложно, а, зачастую, и вовсе невозможно. «Само провидение вело меня!» — иногда комментируют люди якобы непредсказуемость предпринимаемых ими же действий.

Попытка сразу найти или увидеть логику остается безуспешной, потому как нельзя найти логику, не до конца осознавая конечной точки происходящего. Но взаимосвязанность событий сразу начинает проглядываться, когда эта конечная точка, цель, вдруг неожиданное достигается.

И также неожиданно приходит осознание, что эта цель, вероятнее всего, была сформулирована где-то на подсознательном уровне и все это время вся цепочка событий и решений обуславливалась именно таким же подсознательным движением к достижению этой цели.

Но что оказывается самым поразительным, так это то, что достижение цели не означает некоего финиша. Очень часто случается, что эта цель, кажущаяся человеку именно Тем самым, к чему он стремился, оказывается на поверку лишь началом следующего этапа, стартом движения к чему-то большему, чему-то, о чем сам человек еще даже и не догадывается.

И, спустя годы, философски размышляя над вопросом, когда (а, точнее, с чего) все началось, он вдруг приходит к осознанию, что началось все еще «…дцать» лет назад с одной знаковой встречи. И от этого осознания происходит взрыв мозга: что было бы, не повстречайся я тогда с тем-то или чем-то, как бы все повернулось и где бы я был сейчас, если бы не то, «случайное», секундное мгновение в далеком прошлом.

При детальном анализе любое, кажущееся порой спонтанным или импровизированным решение определялось предшествующей ему очередностью, казалось бы, случайных событий. Но, как в итоге выясняется, четко и однозначно ведущих к неизбежности принятия именно этого решения. И поиск ответа на главный вопрос, а могло ли в принципе быть иначе, остается безрезультатным по той лишь причине, что история предполагает оперирование только свершившимися фактами, без каких бы то ни было «что, если бы». И каждый такой факт становится очередным булыжником той мостовой, которая и есть наша жизнь.

Прямым подтверждением вышесказанных рассуждений стали события февраля 2019 года.

На 10-е годы двадцать первого века пришелся подростковый возраст наших с Ириной дочерей. Пора детских садов к этому рубежу уже завершилась, началась школа. Как и у многих соотечественников, у нас появилась дача, и каждые летние каникулы основное время по выходным мы проводили на ней. При этом обязательно старались выкраивать хотя бы недели по две за лето и на полноценный отпуск, чтобы всем вместе куда-нибудь выехать. Чаще это были автомобильные марш-броски на Черноморское побережье, и за эти короткие отпуска мы сумели объехать все побережье от Анапы до Красной Поляны.

По мере взросления детей ситуация неизбежно подходила к моменту, когда им станет интереснее проводить время самостоятельно. И, наконец, лето восемнадцатого стало первым, когда мы распланировали свой отдых отдельно друг от друга. И пусть местом таких экспресс-туров для первого раза и мы, и девчата выбрали Москву, тем не менее тенденция к некой независимости друг от друга была запущена.

В том же году была продана дача – вариант досуга, к этому времени окончательно утративший всю свою мотивацию. Следующее лето, таким образом, становилось абсолютно свободным, не скованным никакими ограничивающими факторами и полностью доступным для реализации любых задумок.

Правда, старшая дочка категорично строила свои планы исключительно индивидуально. Зато с младшей я еще рассчитывал договориться провести отпуск вместе и втроем выбраться куда-нибудь попутешествовать.  

Глава 1. События

Восемнадцатого февраля, выпавшего в 2019 году на понедельник, мне должно было по производственной необходимости оказаться на Музейной площади города Саратова (событие номер один).

Я приехал рано, поставил машину за несколько кварталов, улучив единственное свободное место для парковки, и, чтобы скоротать время, решил пройти на самый нижний ярус нашей городской набережной и прогуляться вдоль Волги. Думаю, способствовала такому решению и погода, сотворившая совершенно ясный, солнечный, слегка морозный и безветренный день (сопутствующее условие — событие номер два).

Тишина и покой — такими словами кратко и ёмко можно было описать царившую над закованной в ледяную шубу рекой атмосферу. Звуки города остались где-то за зданием речного вокзала, а шум от автомобильного моста растворялся в разреженном прозрачном зимнем воздухе. Рядом же с Волгой, застывшей и неподвижной, искрящейся на солнце миллиардами снежинок, само время будто бы замедлялось, невольно делая походку неспешной, а размышления, кои беспрестанно наполняли голову, отстраненными и рассеянными.

Уж не вспомню, подчиняясь какой такой цепочке умозаключений, но мысли мои неожиданно пришли к теме подарка супруге на 8 Марта. И вправду сказать, февраль уже перевалил за середину, а я до сих пор так и не определился с этим вопросом. Все приходящие до этого идеи так или иначе, где по объективным причинам, а по большей части по какому-то подсознательному эмоциональному неприятию были отвергнуты (сопутствующее условие — событие номер три).

В процессе надоедливого осознания собственного бессилия в принятии решения о подарке, взгляд сначала рассеянно «зацепил», но тут же сосредоточенно идентифицировал некий невзрачный рекламный баннер, зовущий на вечерние речные прогулки (необходимый триггер, попавшийся в нужном месте в нужное время — событие номер четыре).

– Стоп! – сказал я себе практически вслух и буквально замер на месте. – Слушай, а почему бы не подарить путевку в круиз? 

Такое решение проблемы, спонтанно пришедшее в голову, выглядело простым и гениальным. Но было ли оно случайным? Теперь, в мае 2025, года я прихожу к заключению, что оно стало следствием не столько перечисленных четырех условий, сошедшихся в одном месте, сколько само одновременное выполнение всех этих условий стало возможным по причинам, берущим начало от других многих событий, случившихся задолго до того дня.

Но вернусь к февральскому понедельнику. Мысль о покупке круиза зацепила и уже не отпускала, отчего я решил проработать эту идею максимально скрупулезно. Уже в этот же день были проштудированы перечень агентств, которые отправляли туристов в речной круиз из Саратова, и было найдено одно, показавшееся надежным и внушающим доверие.

В круизном расписании я наткнулся на один маршрут, выпадающий на майские выходные – максимально удачно вписывающийся в школьное расписание младшей дочери.

– Добрый день! – не откладывая в долгий ящик набрал я в агентство, - интересует круиз из Саратова на «Семене Буденном». Вижу, вроде бы есть свободная трехместная каюта, а мне как раз три места и надо.

– Здравствуйте, минутку, – менеджер была предельно вежливой.

Быстро оформили предварительную бронь и договорились на завтра встретиться в офисе агентства для окончательного заключения сделки. Сама скорость продвижения по пути реализации задуманного, сама легкость и подсознательное одобрение принимаемых решений подсказывала мне, что я иду правильным путем. И удивительно, но малейших сомнений в успехе затеянного мероприятия не возникало.

В нетерпении дожидаясь назначенного на вторник визита в агентство, все мои мысли были уже в предвкушении своего появления на теплоходе. Может быть, несколько эгоистичным было распространять подарок к 8 Марта и на себя, но почему-то я был уверен, что Ирина будет не против.  

Глава 2. Новость

До этого последний раз на теплоходе мы отдыхали в 2011 году, а всего в этом веке (звучит, конечно, жутковато) мы плавали уже трижды. Все три раза выбор падал на трехпалубные теплоходы: дважды мы путешествовали на «К.А. Тимирязеве» и один раз, как раз в одиннадцатом, нас катал «Юрий Никулин».

Для Ирины именно «К.А. Тимирязев» стал первым круизным теплоходом, с него и началось ее знакомство с речными круизами. Тогда, летом 2003 года, мы были молодые, легкие на подъем и не особо требовательные к комфорту, отчего путешествовали в стандартной двухместной каюте. Из удобств в каюте был лишь умывальник с холодной и, на что делался особый акцент, с горячей водой. Надо признать, что санузлы и душевые на палубах были обычным делом на тогдашних трехпалубниках, да и кают классом пониже, где внутри не было и умывальников, на борту тоже было достаточно. Так что, мы тогда путешествовали еще в комфортных условиях.

В 2005 мы повторили «заплыв» на «Тимирязеве» уже втроем со старшенькой. А вот круиз одиннадцатого года по двум причинам поставил на паузу наши речные путешествия. Во-первых, непосредственно наша поездка на «Никулине» прервалась из-за случившегося форс-мажора, а, во-вторых, буквально через несколько дней после нашего возвращения в Саратов, случилась страшная трагедия с «Булгарией», поставившая ребром вопрос и о безопасности речных теплоходов в частности, и о будущем пассажирского речного флота вообще.

Но, как выяснилось, наша любовь к теплоходам за эти годы не угасла, а, наоборот, сохранив только хорошие воспоминания, только и ждала отправиться в новый круиз.


В этот раз я принципиально решил перебираться на следующий уровень комфортности и плыть исключительно на четырехпалубном теплоходе. По всем сформулированным условиям: длительность круиза (я остановился на трехдневном формате круиза выходного дня), требования к теплоходу, близость по срокам и наличию свободных кают все указывало на рейс Саратов – Волгоград – Саратов с 8 по 10 мая на большом красавце «Семен Буденный». За его последней свободной каютой, остававшейся к вторнику 19 февраля, я и влетел в небольшое помещение турагентства сразу после обеда. 

И часом позже уже был обладателем брони. Технический вопрос согласования и подтверждения каюты мог занять еще день-два, но, по уверениям менеджера, вариант отказа практически не рассматривался и можно было быть уверенным, что каюта уже наша. Тут же выяснилось, что весь рейс был выкуплен уже давно, а данная каюта освободилась буквально пару дней назад – кто-то сдал путевки. Тогда я не обратил на это внимания, а сейчас понимаю, что это также было необходимым условием – событием номер пять.

Весьма сложным оказалось в следующие дни удержать в секрете столь радостную информацию. Но тем ярче и радостнее была реакция Ирины 8 Марта:

– Что?! Мы едем в круиз?! УРА-УРА-УРА!

Девчатам достались свои подарки, а на информацию про круиз старшая хмыкнула, а младшая никак не отреагировала – прогулку одиннадцатого года она практически не помнила, а потому ей было не понятно, чему радоваться.

– А на сколько дней? – лишь меланхолично спросила она.

– Всего на три дня. До Волгограда и назад.

– Ну ладно.

Как это часто случается, само ожидание приятного события не менее, если не более, эмоционально переполняет и энергетически заряжает, чем сам факт его реализации. Следующие до 8 мая два весенних месяца прошли в возбужденной и радостной эйфории подготовки к круизу и многочисленных нетерпеливых вопросов:

– А какой теплоход? А какая каюта? А как там будет? А ресторан какой? Ой, а что же с собой брать?

– Теплоход будет четырехпалубный, из серии самых больших на Волге, — отвечал я, чтобы подпитать интригу, — а большего я и сам не знаю, так как раньше именно на таких не плавал.

Пик нетерпения пришелся, естественно, на 7 мая, а последующая ночь можно признать, прошла практически бессонной.

Несмотря на всего лишь трехдневное путешествие, вещей оказалось на целый чемодан: достаточно широкий диапазон могущей потребоваться одежды — одна из специфических особенностей речного круиза. И если начало мая традиционно в Саратове было более, чем бодрящим, то, судя по прогнозу, в Волгограде нас ждала по-настоящему летняя погода. 

Глава 3. День первый, 8 мая 2019 года. Отправление.

«Буденный» прибывал в Саратов в первой половине дня, стоял несколько часов и в три часа дня отправлялся дальше на юг. На такси мы докатили до Обуховского переулка, откуда до пристаней не более десяти минут пешком. Наверно, именно здесь, хлопнувшая крышка багажника авто окончательно заставила поверить, что вся эта история с теплоходом не сон, а самое реальное настоящее. Вид, открывшийся на Волгу, свежий воздух, ползущий с реки в городские кварталы, и, конечно же, сам этот майский день и дух весны, царивший повсюду, настраивающий на справедливое ожидание чего-то нового и радостного — все это привело к участившемуся неожиданно сердцебиению и поднявшемуся откуда-то из глубины приятному волнению. И с каждым шагом, приближаясь к причалам, внутри нарастал необъяснимый эмоциональный подъем.

Теплохода не было видно до самого последнего момента, пока мы не спустились по большой лестнице справа от здания речного вокзала и не вывернули на средний ярус набережной.

– Ах! – одновременно вырвалось у нас обоих.

– Вау! Это мы на нем поплывем? – поддержала наш восторг дочка.

Четырехпалубный красавец лайнер, неподвижно стоящий у причала, предстал сразу весь целиком. Пришлось даже остановиться, чтобы перевести дух. Теплоход совмещал в себе, казалось бы, несовместимые сочетания: с одной стороны, грация и устремленность линий, с другой – чувствуемая даже издалека мощь и непередаваемая энергетика. Возможно, подобный эффект может произвести огромный дальнемагистральный пассажирский самолет, но к самолету вплотную не подойти, его лишь можно наблюдать в окна аэропорта, а теплоход – вот он, на расстоянии вытянутой руки.

Сделав несколько фотографий себя на фоне теплохода, мы двинулись дальше. С каждым шагом в памяти калейдоскопом воспроизводились какие-то обрывки воспоминаний о прошлых, хоть и давнишних, но не забытых круизах. И способствовал этому сам лайнер.

Во-первых, шум работы двигателей. Такой ритм баса дизелей, пожалуй, есть только у теплоходов и тепловозов. Но у железнодорожных тружеников он совсем низкий, почти на границе слышимости, отчего несколько напрягающий и тревожный. А у теплохода он ровный и размеренный, успокаивающий своим постоянным и равномерным темпом. 

Теплоход сродни огромному живому организму, а двигатель – его сердце. Несколькими годами позже, как-то прогуливаясь по набережной с пришвартованными теплоходами, мы с Ириной открыли для себя даже некоторую терапевтическую составляющую в работе судовых двигателей – достаточно несколько минут провести в зоне их слышимости, как тело расслабляется, мозг настраивается на спокойный и умиротворяющий лад размышлений об отпуске, и весь организм наполняется позитивными эмоциями.

Во-вторых, запах ресторана. Мы подходили к точке посадки с кормы, а именно здесь, на главной и средней палубах, находятся корабельные рестораны. На пристань с борта доносилось душевное амбре чего-то мясного, а в большие обзорные окна хорошо были различимы широкие, украшенные миниатюрными вазочками с цветами, столы и официанты, суетливо занятые их сервировкой к обеду. Ух, как в этот момент заработал желудок, спровоцированный вспыхнувшими воспоминаниями о теплоходном ресторане.

На мой взгляд, ресторан круизного судна – это одна из трех основ, формирующих сам принцип круизного отдыха, наравне с постоянно меняющимся пейзажем и экскурсионными программами. Сегодня это полноценная абсолютно самостоятельная кулинарно-поварская индустрия, когда-то однажды созданная под нужды круизной навигации, а теперь непосредственно формирующая саму атмосферу речного круиза.
Перед нами на посадку спешила еще одна компания, так что мы были точно не единственные туристы из Саратова, кто отправлялся сегодня на «Буденном». Минутами позже вахтенный матрос сверил наши паспорта со своим списком и разрешил подняться на борт. Недавно бывшее лишь задумкой прямо сейчас претворялось в жизнь!

Какое самое волнительное мгновение в круизе? Сегодня, в феврале 2024, после десятка речных путешествий, пройденных за последние пять лет, я бы сказал, что таковое – первое отчаливание. Именно момент отрыва от причальной стенки или от борта соседнего теплохода окончательно убеждает сознание в начавшемся круизе. Как в поезде, первый толчок и начавшееся движение картинки за окном фиксирует статус находящегося в вагоне, что он не провожающий, так и на теплоходе бурление воды за бортом, дрожь и легкое покачивание корпуса заставляет до конца поверить, что вы не на мимолетной ознакомительной экскурсии, а реальный участник начинающегося путешествия.

Но это сейчас. Тогда же, в мае 2019-го, спустя восемь долгих лет отсутствия нахождения на каком бы то ни было теплоходе, самым волнительным мгновением стал процесс регистрации и получения ключей от каюты.

Пройдя через трап, мы оказались в просторном холле главной палубы. Как сейчас помню овладевшее мной тогда ощущение какой-то нереальности. До отчаяния доводило ожидание, что я сейчас проснусь и все это окажется лишь иллюзией соскучившегося по круизам сознания. Все смешалось в голове, эмоции от воспоминаний и ожиданий переполняли, пульс бешено бился и не терпелось скорее шмыгнуть внутрь теплохода, усесться на полку в каюте, ущипнуть себя и, наконец, поверить в реальность происходящего.

– Подходите, кто следующий! – обратилась к нам администратор.

«Сон» не прерывался, я подошел к стойке и быстро оформил путевку. Кратко обрисовав план ближайших мероприятий, мне выдали ключи от каюты и пригласили заселяться.

Наша трехместная двуярусная каюта располагалась в носовой части главной палубы. Так что далеко идти не пришлось. Дверь доверили открывать дочке.

– Вау! – ребенок сегодня был явно скромен на эмоции. – Чур мое место наверху!

– Ух, ты, как классно! – воскликнула и засмеялась Ирина.

– Ну, что же, добро пожаловать на борт! – резюмировал я.

Следующие несколько минут ушли на знакомство с каютой, где главное восхищение вызвала полностью функциональная сантехническая кабина. Девчата впали в полный восторг от такого уровня комфорта, а у меня опять невольно провелась параллель с теплоходом «Константин Федин» образца 1989 года: каюту тогдашнюю я не помнил, а вот санузел конструктивно совпадал полностью.

В три часа дня строго по расписанию под оглушающие раскаты какой-то динамичной и веселой композиции «Буденный» отчалил. Веры происходящему так и не было. Мы с Ириной стояли на солнечной палубе и невольно улыбались происходящему. Хотя мне казалось веры ему не были ни у меня, ни у нее.

А вот окончательное осознание того, что все происходит на самом деле, пришло много позже, уже далеко после обеда, ближе к вечеру на уютном диване в огромном баре на солнечной палубе за чашкой какого-то дурманящего вкусом ароматного авторского чая.  

Глава 4. Теплоход

«Семен Буденный» уже несколько часов, как шел полным ходом на юг. Саратов давно остался позади, отчерченный яркой тенью старого железнодорожного моста. Вокруг по обе стороны теплохода простиралась гладь Волгоградского водохранилища, когда я наконец ощутил, что цепочка решений и событий, запущенная два с половиной месяца назад, привела к планируемой ожидаемой цели. Однако в том, что это первое за много лет короткое путешествие само станет началом новой цепочки решений и событий, я пока себе отчета не отдавал.

Первый день нашего круиза выходного дня прошел в знакомстве с «Семеном Буденным» и релаксации на открытой палубе. Мой опыт общения с четырехпалубными теплоходами исчерпывался двумя большими турами на «Константине Федине» (судне несколько другого проекта), случившимися вот уже ровно тридцать лет назад. И хотя воспоминания еще и оставались в памяти, но в любом случае они строились на ощущениях, интересах и восприятии происходящего подростком. И справедливо, что от актуальности за прошедшие годы мало что осталось.

Безусловно, четырехпалубный круизный теплоход на порядок отличается от трехпалубного, отдых на котором был более близким по времени и более свежим в памяти. Во-первых, комфортабельность. Не столько размеры, сколько индивидуальный санузел в каждой каюте. Данный фактор ставит уровень самого теплохода на совершенно другую ступень. Да, как я потом выяснил, в сегодняшнем флоте есть и трехпалубные круизные теплоходы, подвергнувшиеся тотальной реконструкции и также оснастившие все свои каюты санузлами, но на момент нашего пребывания на борту «Буденного» я про это еще не знал.

Во-вторых, огромные просторные рестораны. Слаб я к этой стороне круизного отдыха, чего уж таить, но в ресторане «Буденного» хотелось задержаться подольше. Да и блюда, которыми нас баловали с первого же обеда, радовали и дарили наслаждение в течение всего нашего скоротечного импровизированного отпуска.

В-третьих, такие же просторные и многочисленные, что немаловажно, бары и салоны теплохода. Вспоминая интерьеры «Тимирязева», можно указать читальный салон в носу средней палубы да небольшой бар-буфет. У огромного «Буденного» на выбор: кафетерий в носу средней палубы, вместительный музыкальный салон в носу шлюпочной палубы, уютный и компактный бар на корме шлюпочной палубы и огромный большой концертный зал с баром на солнечной палубе. Плюс к этому борта средней и шлюпочной палуб открыты для прогулок по всему периметру и оборудованы расставленными с небольшим интервалом блоками кресел со столиками.  

Обобщая все эти факторы, можно констатировать, что в каюту необходимо было возвращаться лишь переночевать, все остальное время можно проводить в различных локациях теплохода, мигрируя по ним в зависимости от погоды и предпочтений.

Тем же первым днем с изучения всевозможных рекламных и информационных материалов, в большом ассортименте предлагающихся на стойке регистрации, началось и мое знакомство с самым крупным круизным туроператором России, в чьем распоряжении насчитывалось более 20 судов. Старый знакомый «Константин Федин» был одни из них.

На одном из буклетов познакомился и с географией предлагаемых маршрутов. Выяснилось, что большая часть судов работает в более северных акваториях, а ниже Казани спускаются единичные борта. «Семен Буденный» входил как раз в то меньшинство, призванное совершать круизы по нижней Волге. В сезоне 2019 года он работал с отправлением преимущественно из Самары и этот майский рейс был составлен специально с таким расчетом, чтобы День Победы максимально полно провести в Волгограде: увидеть парад военной техники, поучаствовать в марше Бессмертного полка, побывать на праздничных мероприятиях на Мамаевом кургане и даже увидеть торжественный вечерний салют.

Чтобы все это успеть стоянка в Волгограде предусматривалась в графике московского времени с девяти утра до десяти вечера: для этого мы достаточно рано отправлялись из Саратова и по этой причине возвращались обратно непривычно поздно — в девять вечера.

Весь остаток дня мы так или иначе провели на борту, чередуя уютные залы баров с променадом по открытым палубам. И только когда уже совсем стемнело, небо отдалось во власть луны и звезд, а берега совершенно растворились в ночи, мы отправились на боковую. Причем, это касалось и дочери, что также не спешила прятаться внутри.  

Глава 5. День второй, 9 мая 2019 года. Волгоград

График движения «Буденного» по маршруту был рассчитан идеально, но… Как выяснилось, причем большее удивление это вызвало именно у команды, а не у пассажиров, Волгоградская область совсем недавно, уже в текущем 2019 году ушла из московского часового пояса, установив себе время на час больше столичного. По этой причине наша швартовка в девять утра, предполагающая прибытие аккурат к началу парада военной техники, пришлась уже на десять утра по-местному. Так что, к тому моменту, когда мы добрались до улицы Советской, где все это действие, видимо, и проходило, получилось застать только уже самый хвост колонны, состоящий преимущественно из ретро техники.

На проспекте Ленина уже начинал формироваться грандиозный Бессмертный полк, и именно туда направилась значительная часть пассажиров «Буденного». Очень многие были подготовлены и шли с заранее приготовленными портретами, из чего я сделал вывод, что для самарцев данный круиз выступал, скорее, не просто туристическим, а именно тематическим, акцентированным на праздничные мероприятия, посвященные Дню Победы.

Думаю, 9 Мая для Волгограда – это не просто праздничный день. Для города, 77 лет назад практически стертого с лица земли, 9 Мая - священный символ невиданного Героизма, Стойкости и бесконечной Веры в Победу. И все в городе в этот день сконцентрировано и посвящено славной Победе в Великой Отечественной войне.

Не проникнуться пронизывающей все вокруг атмосферой торжественности было невозможно. В первую половину сегодняшней длительной стоянки в Волгограде мы однозначно решили побывать на Мамаевом кургане, но успеть это сделать до прихода праздничной колонны, понимая, что потом там будет истинное столпотворение. И покружившись в сквере Аллеи Героев, мы немного вернулись назад и направились в сторону Панорамы по набережной, что уже начинала аккумулировать волгоградцев, постепенно превращаясь в одну из главных городских праздничных локаций.

До точки назначения мы, в итоге, добрались на скоростном трамвае, поднявшись к нему на площади Ленина. Наземный транспорт в этих улицах не ходил, все было перекрыто в ожидании прохода Бессмертного полка.  

На Мамаевом кургане, куда мы подъехали к половине двенадцатого, было уже многолюдно. И празднично. В отличие от обычных будней, когда здесь молчаливо и степенно, сегодня тут все шумело, пело, сверкало и блистало: флаги, шарики, пляски и песни. Подчиняясь общему эмоциональному настроению, мы вооружились знаменем Победы и пилотками. Признаюсь, таким радостным, ярким, излучающим праздник Мамаев курган я еще не видел. И это было здорово: какой еще город, как не Сталинград, знает цену Победе, а оттого празднует ее бурно от всего сердца?

Уже на обратном пути, с аллеи тополей нам открылся вид на приближающийся к мемориалу Бессмертный полк. Слушайте, зрелище поразительное: огромный людской поток, конца которому не видно, словно единый живой организм медленно двигался по шоссе. Но главное в другом: даже на таком сравнительно большом расстоянии чувствовалась бешеная энергетика, которая шла от колонны. Тысячи человек, объединенных одной идеей, одним настроением, одной эмоцией — грандиозная сила, непреодолимая мощь, энергия которой, казалось, заряжала трепетом все пространство вокруг. Когда-то, наверно еще в детстве, я ходил на популярные тогда демонстрации, но ничего подобного по концентрации такой объединяющей всех участвующих эмоциональной силы не припомню.

Разминувшись встречными курсами с торжественным праздничным шествием, мы прошли пару кварталов по проспекту Ленина и вновь нырнули в тоннель скоростного трамвая. Шикарное солнечное, почти что летнее утро к обеду превратилось в жарящий июльский зной, явно всеми признаками говорящий о приближающейся грозе, а, хоть и на короткое время, но на подземной станции и в тоннелях можно было порадовать себя живительной прохладой.

Большая дневная стоянка в Волгограде не отменяла обед на борту теплохода. К нему-то мы торопились успеть, почти бегом спускаясь по центральной лестнице к причалам, соревнуясь с торопящейся в том же направлении огромной тучей, широким фронтом надвигающейся на город и уже захватившей всю восточную часть неба. Продавцы праздничной атрибутики, расположившиеся по утру вокруг обоих Пропилеев, сейчас второпях сумбурно собирали свои товары в огромные сумки.

Мы оказались молодцами и успели забраться на борт до дождя, а когда несколькими минутами позже расположились за обеденным столом в ресторане, по палубе уже стучали большие первые капли начинающегося ливня.  

заказать тур
на главную