серия - история одного круиза

самарский уикенд

Итак, после 8-летнего перерыва уже совершенно в новом статусе получилось возобновить круизный отдых. Весенний круиз 2019 года, осуществленный с 8 по 10 мая по короткому маршруту Саратов – Волгоград – Саратов, стал во многом знаковым.

Во-первых, мы прошли на четырехпалубном теплоходе. Для Ирины это было впервые и перевело ее представление о речном круизе на совершенно новый уровень. Во-вторых, мы поняли, что нам обоим очень нравится такой вид отдыха и есть большое желание продолжать.

Так или иначе, но уже 11 мая 2019 года можно было с уверенностью констатировать, что круизный «джинн» оказался выпущен на свободу, когда изначально спонтанная идея реализовалась настолько наполненным эмоциями и впечатлениями путешествием, что все мыли были направлены лишь на поиски возможности повторения.

И прошел практически ровно месяц, как такая возможность появилась и успешно материализовалась и той же компанией мы отправились в новый короткий круиз, теперь уже по маршруту Самара – Казань – Самара. В этой поездке мы опробовали вариант старта не из Саратова – получилось даже лучше, чем в мае.

В этом рассказе речь и пойдет об этих самарских выходных. 

Отправляйтесь в речной круиз – путешествие, максимально наполненной эмоциями и впечатлениями!!! 

Предисловие.
Глава 1. На пути к теплоходу
Глава 2. День первый, 7 июня 2019 года. Отправление
Глава 3. Волга!
Глава 4. День второй, 8 июня 2019 года. Казань
Глава 5. Вечер на берегах Казанки
Глава 6. День третий, 9 июня 2019 года. Вниз по течению
Глава 7. К новым круизам

Предисловие

11 мая 2019 года я проснулся у себя дома, все еще наполненный впечатлениями и эмоциями от только что окончившейся трехдневной теплоходной прогулки (пока еще такой формат короткого путешествия не ассоциируется у меня с со словом круиз). Должен признаться, «Семен Буденный» порядочно взбудоражил мое воображение.

Мозг, как заезженная пластинка прокручивал события последних трех дней. Однозначно, теплохода хотелось еще. Таким образом, задуманное изначально в качестве подарка на 8 Марта короткое речное путешествие, после своей реализации дало старт следующей цепочке событий, уже целенаправленно связанных с речными круизами.

Не смотря на свою скоротечность, трехдневный формат показался мне весьма перспективным и интересным. Во-первых, именно такой короткий круиз — оптимальный выбор начинающего речного путешественника. Три дня позволят в достаточной мере оценить то, что из себя представляет круизный теплоход со всеми своими атрибутами — обстановка в каюте и на борту, питание в ресторане, культурная и экскурсионная программа, и то, насколько такой формат в принципе приемлем для туриста. Если бы меня сейчас спросили, кому речной круиз мог бы не подойти, я бы ответил, что, пожалуй, только любителю какого-то экстрима. Такому любителю острых впечатлений на теплоходе могло бы показаться скучновато. Чего-чего, а экстремального в речном круизе найти будет крайне сложно.

Однако если планировать отправиться в круиз впервые, то желательно остановить свой выбор на максимально комфортном по доступности теплоходе. Первое впечатление — самое важное, формирующее отношение к чему-либо, и здесь лучше избежать нелепой случайности, неудачно выбрав каюту или судно. Уже потом, прочувствовав и поняв суть круизного отдыха, возможно, можно будет пожертвовать комфортабельностью каюты в пользу какого-нибудь уникального маршрута или редкой экскурсии, но для первого раза акцент лучше всего делать именно на комфорт и уют размещения на теплоходе.
Именно так случилось в свое время со мной: в 1989 году родители впервые спланировали отпуск, решив провести его в круизе по Волге, забрав с собой и меня с младшей сестренкой, тогда еще совсем зелеными подростками. И пошли мы тогда на четырехпалубном красавце «Константине Федине», практически новейшем по корабельном летам теплоходе, впечатлившим всех нас настолько, что теплоходы с тех пор влюбили в себя раз и навсегда. И последующие несколькими годами позже рейсы на двухпалубных судах в далеко не блещущих изыском и сервисом условиях уже не могли поколебать эту любовь. 

Во-вторых, туристу, уже бывавшему в круизах и знающему, что от них ожидать, трехдневный круиз как нельзя лучше подойдет именно для краткосрочной смены реальности, отвлечения от рабочих будней и погружения в удивительную и успокаивающую атмосферу пребывания на теплоходе с ее ужинами в ресторане, новой познавательной экскурсией (по желанию) и потрясающей природотерапией в круглосуточном режиме. Как идеальное дополнение к будущему или, что, возможно, даже более актуально и необходимо, к прошедшему отпуску. Нашим вариантом стал именно второй случай.

Начиная со следующего после возвращения из Волгограда дня, я начал работать над организацией очередного короткого круиза. Из Саратова плыть можно только по Волге и только в двух направлениях: на север и на юг. На юге, в Волгограде, мы только что были, стало быть, выбираемый путь лежал на север — в Самару. Ирина, впервые вкусившая комфорт и сервис «Семена Буденного» и пребывавшая в полнейшем восторге от его условий, просила на будущее, по возможности, рассматривать только «четырехпалубники». Собственно говоря, я был не против.

Но предложений Саратов – Самара – Саратов на сезон 2019 года на больших теплоходах в наличии не оказалось. Если и были какие-то единичные рейсы, то к середине мая они были уже все распроданы.

Уверен, что человек, столкнувшийся с проблемой и искренне желающий ее решить, выход найдет всегда. В моем случае вопрос отсутствия подходящих рейсов из нужного нам порта отправления решался очень просто — заменой этого самого порта отправления. Тем паче, такой подход не просто позволял выбрать необходимый маршрут, он открывал по истине огромное множество вариантов круизов. Ведь единожды попробовав поэкспериментировать с городом начала рейса, дальше все будет ограничиваться лишь собственными возможностями.

Для первого раза я выбрал ту же Самару. Железнодорожное сообщение с соседним областным центром у нас оптимальное: можно отправиться и ночным рейсом, если требуется приехать ранним утром, а можно подстроиться и под послеобеденное прибытие. Может быть, и любопытно было бы выбрать маршрут Самара – Саратов – Самара, чтобы сходить на экскурсию и послушать, как гостям описывают наш город, но я остановился на рейсе Самара – Казань – Самара, также выбрав северный вариант трехдневного круиза.

Наш следующий круиз выпадал уже на приближающийся июнь, а плыть нам предстояло на четырехпалубном «Федоре Достоевским». Вот так, случайная февральская прогулка по набережной в Саратове привела сначала к отлично проведенным майским выходным, а теперь к, пусть и короткому, но настоящему туристическому уикенду.

 

Глава 1. На пути к теплоходу

И помчались недели радостного ожидания. На этот раз гаданий и пространных рассуждений о предстоящем событии уже не было, и скрывать друг от друга восторженного предвкушения круизной атмосферы не получалось.

Так совпало (и снова, случайно ли?) — в Самаре мы бывали неоднократно, наведываясь сюда то на поезде, то на машине на выходные в местный аквапарк и просто погулять. Очередной такой визит мы нанесли буквально несколькими днями раньше — на первомайские праздники, но уже не столько с развлекательными целями, сколько с познавательно-ознакомительными. Теперь же, седьмого июня 2019 года, нам предстояло опробовать Самару и в качестве порта отправления в круиз.

Поезд, который мы выбрали, подстраиваясь под вечернее отправление из Самары, из столицы шестьдесят четвертого региона в столицу шестьдесят третьего отправился в начале пятого утра и побежал резво и задорно. Сначала. Но ровно до города Сызрань. Дальше расписанием предусматривалась (как потом выяснилось) часовая технологическая стоянка на какой-то огромной и совершенно тоскливой узловой станции. И потребовалось значительные терпение и выдержка, чтобы дождаться продолжения поездки.

Как и в майском круизе, компанию нам с Ириной составила младшая дочка. Должна была отправиться и старшая, но та в последний момент отказалась, сославшись на какие-то свои срочные планы. Вот ведь, что за человечек, такая удивительная возможность провести три на теплоходе, и на тебе – передумала. Младшая же не секунды не сомневаясь подтвердила свое участие.

Лето повсеместно вступило уже в свои права, и в первые дни июня над Поволжьем установилась безоблачная ясная жаркая погода. Наш состав прибывал в два часа дня, а регистрация на борт начиналась в пять вечера, отчего свободного времени в день отправления (попасть на «Федора Достоевского» мы хотели в числе первых, уж очень не терпелось вновь оказаться на палубе теплохода) хватало по большому счету лишь на то, чтобы неспешно и размеренно пообедать.
Во исполнение данного плана мы выбрали один из ресторанов «П...», с сетью которых очень вовремя и удачно познакомились в недавнюю майскую поездку. Поужинав тогда в первый день, все остальные трапезы нашего трехдневного мини-отпуска проводили исключительно у них. 

Ближайший к железнодорожному вокзалу, в нескольких автобусных остановках, располагался на пересечении Московского шоссе и улицы Мичурина — туда, оставив багаж в камере хранения, мы и направились. Сытный и вкусный обед в уютном прохладном ресторанчике — самое чудесное начало всякого отдыха! А душевная итальянская кухня от здешних поваров — идеальное наполнение такого обеда. Ближе к четырем с трапезой было закончено и можно было выдвигаться к набережной.

Итак, «Федор Достоевский». Как и «Семен Буденный», это большой четырехпалубный теплоход, но построенный по несколько другому проекту. Если «Буденный» — яркий представитель проекта 92-016, рожденный на чешской верфи, то «Достоевский» — построен в когда-то дружественной нам ГДР по проекту 301. А с этим проектом я был уже знаком: конструктивно «Федор Достоевский» выступал братом-близнецом моему старому знакомому «Константину Федину».

Таксист доставил нас прямо к речному вокзалу, оставив который по левую руку, мы сразу же попали на пристань. Из всех причалов, имеющихся на самарской пристани, этим вечером занят был только один. «Достоевский», частично скрываемый конструкциями широких винтовых бетонных спусков между ярусами набережной, был пришвартован первым, а один-в-один с его габаритами вторым бортом стоял такой же большой четырехпалубный теплоход сине-белой раскраски. Название его сразу прочитать не получилось, но чуть позже выяснилось, что это был «Лебединое озеро».

Матросы «Федора» наводили последний марафет на шлюпочной палубе, а на берегу перед самым трапом уже выстроилась порядочная очередь из туристов-круизеров, ожидающих начала посадки. Здесь же уже организовывался импровизированный пункт регистрации, вот-вот готовый начать свою работу.

Подхватив багаж, мы пошли по широкой лестнице самарской набережной на нижний ярус, когда с нашей командой случился неприятный конфуз. Младшая как-то неудачно ступила, нога подвернулась, и лишь благодаря какой-то секунде она успела ухватиться за меня, чтобы не скатиться вниз. Падения, к счастью, удалось избежать, но нога совсем некстати начала ныть – для терапии требовались фиксация и покой, для чего надо было как можно скорее попасть на борт.   

Глава 2. День первый, 7 июня 2019 года. Отправление

Ровно в пять вечера началась посадка. Очередь встрепенулась, оживилась и, стягиваемая каким-то невидимым магнитом, резко сгруппировалась, сократившись на треть, будто подобная мобилизация могла ускорить прохождение процедуры идентификации и попадания на борт. Но опытная самарская круизная команда работала четко и профессионально, отчего людской поток вперемешку с разномастными и разноцветными чемоданами плавно и, пусть, и медленно, но безостановочно устремился внутрь корабля.

В этот раз уже не было того трепета, как месяц назад у стойки администрации. Теперь уже, понимая весь процесс, хотелось скорее побросать вещи в каюту, выбраться наверх и ждать момента отправления.

Да, пожалуй, именно с этого рейса и началось мое некоторое переосмысление самого волнительного и торжественного момента в круизе.

Так как поездка планировалась на четверых, забронировано у меня было две смежных двухместных каюты на средней палубе. Дочь с зафиксированной ногой и слезами досады на глазах осталась в каюте, разрешив нам выйти на борт, и остававшиеся до отправления полчаса мы решили провести на палубе. А пока основная масса пассажиров собиралась по правому борту, обращенному к городу, мы удобно расположились на левом и устроили себе импровизированную фотосессию. К тому же, готовясь выпускать нас, матросы соседнего «Лебединого озера» уже начали готовиться отчаливать.

Сине-белая ливрея «Озера» своеобразно повторяла по гамме окружающий пейзаж — темно-синюю Волгу под светло-голубым небом. Дерзкая и необычная расцветка для круизного теплохода, по умолчанию представляемого белым, но, надо отдать должное, выглядящая эффектно и безусловно притягивающая взгляд. К этому дню я уже начинал немного разбирался в круизных операторах (прошедший месяц, проведенный безвылазно на круизных сайтах, прошел очень познавательно) и знал, что теплоходов, окрашенных подобным образом, было на отечественных реках не больше семи и принадлежали они московскому оператору, специализирующемуся на круизах по средней и верхней Волге и рекам Северо-Западного региона.

Теперь же, отошедшее от нас метров на тридцать «Озеро» было отличным фоном для видовой речной фотографии, чем мы и не преминули воспользоваться. В этот же момент радиоузел «Достоевского» протрубил отправление, грянула музыка, и мы поспешили на правый борт к другим пассажирам — провожать Самару.

Вечер 7 июня 2019 года выдался удивительно тихим и спокойным. К тому моменту, как закончился бравурный марш, наш теплоход уже окончательно выбрался на фарватер и стал набирать ход, держа курс на север вверх по течению. Ирина пошла в каюту на моральную и психологическую поддержку пострадавшей, я же, понимаю свою бесполезность в данной ситуации, до ужина остался на палубе, рассматривая прибрежные районы Самары. Порывшись в закромах памяти, я пришел к выводу, что в составе речного круиза последний раз мы останавливались в этом волжском городе в 2003 году. Правда, та поездка в какой-то момент перешла из формата познавательного в чисто развлекательный, отчего берега и виды проплываемых городов вспоминаются плохо. Более ранние мои круизы конца восьмидесятых годов прошлого века я в расчет не беру: с тех пор береговая зона изменилась настолько сильно, что сравнивать тот город с сегодняшним просто некорректно. По этим причинам можно было считать, что Самару с борта теплохода я наблюдал впервые.

«Лебединое озеро», выпустив нас, пришвартовался обратно, оставшись в одиночестве дожидаться своих туристов с экскурсий. Сразу после комплекса речного вокзала вдоль берега потянулся широкий променад, отделяющий пляж от жилых кварталов. С самарской набережной мы познакомились месяц назад, дважды прогулявшись по ее просторным и красивым аллеям.

Самарская набережная уникальна тем, что прямо вдоль городского берега здесь устроен полноценный песчаный пляж. Честно говоря, быстро и не вспомню другого такого города, где возможность искупаться в Волге жарким летним днем настолько доступна для жителя крупного миллионника.

Пляжная зона берега разрывается комплексом пивоваренного завода: пенный напиток здешний весьма недурен, могу рекомендовать! Еще через несколько минут остались позади и высокий шпиль мемориального комплекса, и выделяющееся среди других круглое здание с «шахматной» крышей Самарского государственного цирка, и большая каменная Ладья, после которой Самара как бы оборвалась, забравшись городскими кварталами вглубь берега, а вдоль Волги потянулись городские пригороды.  

К этому моменту пассажиров позвали на ужин. Для наших двух кают был выделен четырехместный столик, так что питались мы лишь нашей узкой компанией, а четвертый рацион выступал импровизированной добавкой для остающегося голодным. В вечерних планах было еще дождаться Жигулевских гор, но, скорее всего, время их прохождения выпадет на ночные часы.

Нога у дочки не проходила, отчего настроение у нее совсем упало, а грустить на борту круизного теплохода вдвойне обидно. Решили обратиться в корабельный медпункт, и поняли, что надо было сделать это сразу. Врач провела диагностику, успокоила, что ни серьезного вывиха, ни тем более перелома нет, помогла с обезболивающим и выручила бандажным бинтом, чтобы уж наверняка зафиксировать пострадавший сустав. Дочка повеселела, жизнерадостность вновь поселилась в глазах и осталась в каюте укладываться ко сну, отпустив нас по своим делам. Видя, что дело пошло на поправку, мы устроили себе экскурсию по теплоходу.

Конструктивно компоновка общественных помещений у «Достоевского» похожа на компоновку у «Буденного», например, носовые помещения средней и шлюпочной палуб на обоих теплоходах заняты кафетерием и панорамным баром соответственно. Тем не менее есть и различия: у «Буденного» два полноценных ресторана размещены на кормах главной и средней палуб, у «Достоевского» же есть один большой ресторан в корме средней палубы, а также на время приема пищи в качестве второго зала ресторана работает бар в корме шлюпочной палубы. На солнечной палубе у нашего нынешнего теплохода также есть большой конференц-зал, но без бара, работающий только как концертная или лекционная площадка. Стало быть, у «Достоевского» на один бар меньше в принципе, да и тот, что в корме шлюпочной палубы, как бар работает лишь после восьми вечера. Но, полагаю, это лишь специфика данного теплохода, у других представителей проекта 301, вполне возможно, крытая часть солнечной палубы запросто может быть укомплектована барной зоной.

Впечатления, которых к вечеру набралось предостаточно, и длинный день, начавшийся в три часа ночи, — все привело к тому, что Жигулевских гор дождаться не получилось. Сон сморил нас вместе с заходом солнца, отчего даже не хватило сил попасть на вечерний концерт. Что же, отложим до завтра. 

Глава 3. Волга!

Где бы ни шел теплоход, по Волге ли, по Каме или по Дону, расписание жизни на борту, как и распорядок всех береговых мероприятий и экскурсий привязано к московскому времени. Решение абсолютно правильное и единственно верное, чтобы избежать путаницы со переводами часов и не растерять на стоянках пассажиров.

Для меня, жителя часового пояса МСК+1, привыкшего к подъему в седьмом часу утра по-местному, такой распорядок оптимален тем, что по утрам всегда есть хороший запас времени. Можно не волноваться опоздать на завтрак, наоборот, можно даже успеть проголодаться, совершив несколько кругов по палубе.

Каждое утро прекрасно по-своему. Во-первых, редкой возможностью для закоренелого жителя мегаполиса встретить восход на природе. Река, конечно, это не лес и даже не дачный участок, но тем не менее свежесть и чистота воздуха, насыщенного кислородом, пение птиц (если берег недалеко) и энергия свободного пространства гарантированы. Во-вторых, каждое утро новый пейзаж за бортом: то необъятная гладь водохранилища, то неширокое коренное русло, то простирающиеся до горизонта степи, то вздымающиеся ввысь горы. В-третьих, именно восход в отличие от заката обладает своей особенной магией, я назвал бы ее магией преображения. Процесс появления солнца над горизонтом побуждает к активности, к действию и заряжает энергией. Закат же, напротив, время романтики и неспешной философии.

Этим утром, 8 июня 2019 года, ясным и безоблачным, в шесть двенадцать по корабельному времени я был уже на носу шлюпочной палубы. «Достоевский», благополучно оставив позади Ульяновск, маршем шел по Куйбышевскому водохранилищу, нагоняя виднеющийся впереди силуэт какого-то другого пассажирского теплоходика, визуально меньше нашего по размерам. На палубах, как обычно это бывает ранним утром, было пустынно, основная масса пассажиров находилась еще в каютах, так что я дважды успел обойти теплоход по кругу в полном одиночестве. 

Все-таки мощь и размах водохранилищ — визитная карточка нижнего течения Волги. Что в нашем майском круизе в Волгоград по Волгоградскому, что в теперешнем в Казань по Куйбышевскому — в обоих рейсах Волга поражает своей широтой. Если уж меня, жителя волжского Саратова, где до противоположного берега реки почти три километра, такие размеры впечатляют, насколько поразительны они должны быть для туристов, живущих вдали от больших водоемов.

Нынешнее утро, как и вчерашнее, выдалось удивительно спокойным: огромная гладь воды, окружающая теплоход, разве что из-за своих размеров не была абсолютно зеркальной, лишь едва заметной рябью реагируя на движения воздуха. И казалось, что «Достоевский» не шел, а скользил по необъятным просторам реки, и только динамичный ритм трудящихся дизелей, ощущающийся рядом с машинным отделением, говорил, что за этим грациозным скольжением стоит упрямая и напряженная работа.

И именно этим утром я сделал фото Волги с борта, ставшее в последующем заставкой для сайта. Уж очень атмосферным оно получилось на мой взгляд.

Казань нас ждала лишь после обеда, первая же половина дня была расписана различными бортовыми мероприятиями. Но, честно говоря, в эти три коротких круизных дня хотелось максимально напитаться именно впечатлениями от теплохода и реки. Так что те несколько часов от завтрака до полудня мы провели на открытых палубах, пару раз нырнув в бар — угоститься кофе и мороженым.

Нога у дочери прошла, вечерние манипуляции оказались чудодейственными, настроение вышло на круизный уровень, так что к знакомству с приближающейся Казанью мы были полностью готовы. 

Глава 4. День второй, 8 июня 2019 года. Казань.

Стоянка в столице Татарстана ставилась с половины третьего дня до половины двенадцатого ночи. Пассажирам предлагали две экскурсии — дневную и вечернюю. В этом круизе, как и на всех круизах «Федора Достоевского» стоимость экскурсий в городах-остановках в стоимость путевки не входит. Но экскурсионная программа, состоящая из нескольких экскурсионных маршрутов в каждом городе, конечно же предлагается: в первый день необходимо выбрать и оплатить заинтересовавшие экскурсии.

В сегодняшней длительной стоянке в Казани предлагались на выбор несколько дневных вариантов экскурсий и одна вечерняя, плавно переходящая в ночную.
От дневной программы мы отказались в пользу самостоятельной прогулки по городу. Добраться от речного вокзала до центра города, каковым является Казанский кремль и его окрестности, весьма просто — прямо за зданием находится конечная остановка нескольких маршрутов городского транспорта. В прошлых круизах, когда мы бывали в Казани, мы уже добирались отсюда на трамвае; в этот раз решили повторить полученный опыт.

Конечно, конкретно номер маршрута вспомнить было нереально, но с нынешними навигационными возможностями этого и не требуется — онлайн-проводники сами построят маршрут и покажут на карте смартфона местоположение нужного транспорта. Раньше, помню, в незнакомом городе приходилось покупать карту, да не одну, а сразу две — туристическую и транспортную. Первую, чтобы наметить интересное место, вторую, чтобы построить к этому месту маршрут. Теперь все карты всех городов умещаются на одном экране. Во истину, интернет — великая вещь!

Выделив немного времени улечься прекрасному душевному обеду, мы выдвинулись в импровизированный поход. Решили особо не мудрствовать и остановились на, вероятно, самом стандартном плане знакомства с Казанью — едем сперва в кремль, обходим его, а затем прогуливаемся по Баумана до площади Тукая. Там спускаемся в метро и проезжаем несколько станций, попутно оценивая состояние и интерьеры подземки.

План был реализован максимально буквально. Кремль, можно сказать, мало изменился с 2003 года, когда мы последний раз бывали в его стенах, все так же «падает» знаменитая башня Сююмбике, все так же пускают на крепостную стену посмотреть в бойницу на Волгу, все та же чистота и порядок вокруг, разве что красавица мечеть «Кул-Шариф» заняла достойное место в его архитектурном ансамбле.  

А вот от всей улицы Баумана в памяти не осталось никаких воспоминаний, и лишь одинокая и величественная Колокольня Богоявленского собора смогла убедить, что я тут все же не в первый раз. Здесь же на Баумана разжились и сувенирами, без которых всякое путешествие уже не полное. Правда, озадачивающим оказался характер данных покупок. Если мы купили сладости и экстравагантный памятный магнитик, то дочь, к нашему удивлению, затащив нас в большой здешний книжный магазин, убедила купить ей толстенные комиксы, мотивируя, что в Саратове таких нет. Что не сделать для ребенка, правда тащить эти раритеты пришлось мне, так как весили они внушительно.

Еще по пути к местному метрополитену в свои сети нас заманил антиалкогольный музей с дегустацией под интригующей вывеской «Сам…н»: вот ведь чудное место с весьма богатой и экстравагантной экспозицией. Одна только чугунная медаль «За пьянство» чего стоит — уж не знаю, помогала ли она в последствии воздерживаться от чрезмерного возлияния, но мышцы шеи и пресса «накачивала» знатно.

Как и планировали, на площади Тукая спустились в подземку. Метро в Казани, конечно, не чета московскому или питерскому, но сам факт его наличия, пусть пока всего одной ветки, уже придает городу совершенно иной статус. Нам бы в Саратове тоже вполне бы хватило одной ветки от стадиона Волга до поселка Солнечный, горожане были бы бесконечно счастливы.

Прокатившись до станции «Козья слобода» и обратно, мы снова выбрались наверх: все цели были достигнуты и с чувством полной удовлетворенности можно было возвращаться на теплоход, дабы немного передохнуть, поужинать и подготовиться к следующей вечерней вылазке. 

Глава 5. Вечер на берегах Казанки

В отличие от дневной программы, на вечернюю мы решили отправиться организованно: обещали обзорную поездку по вечерней Казани и прогулку по набережной Казанки. Так уж сложилось, что, не смотря на факт выхода города к Волге, само ее побережье в Казани несколько не презентабельно, а район речного вокзала не имеет уже привычного по других волжским городам статуса городской зоны отдыха.

Зато таковая зона с классическим променадом весьма достойно организована по берегам другой городской реки, Казанки. Ее-то нам и обещали показать во всей красе вечерней подсветки. В той части Казани мы и днем-то ни разу не бывали, поездка интриговала и обещала быть любопытной. К тому же, сам формат вечерней экскурсии был и для нас новинкой, а для дочери и вовсе это программа была первой такого рода.

И, кстати, такой формат круиза с выбором и оплатой экскурсий на борту, думаю, весьма оправдан. С одной стороны, удобно, когда экскурсия (зачастую, как минимум, обзорная) включена и туристу не нужно уже вспоминать об этом моменте, а сразу смело отправляться на знакомство с городом. С другой стороны, для тех, кто уже не первый раз путешествует и ему эта программа не интересна, или по каким-то своим причинам хочет самостоятельно провести время в городе, может быть немного досадно, что часть оплаченной услуги остается невостребованной. При самостоятельном же выборе все честь по чести: что выбрал, за то и заплатил.

Сразу после ужина большая часть туристов «Федора Достоевского», с нами в том числе, погрузилась в подогнанные к вокзалу шикарные высокие автобусы и отправилась на встречу с вечерней Казанью. Когда мы в последний раз были на автобусной экскурсии (в 2003 году, чтобы не соврать), тогда автобусы были совсем другими. В этом хоть на весь день отправляйся.

Какое-то время мы покатались по старому центру, то и дело притормаживая, синхронизируя скорость с рассказом гида, затем отправились на правый берег Казанки. Здесь побывали у огромного Казана и добрались до «АК Барс Арены» (все-таки, красивейшие стадионы построили в России к чемпионату мира по футболу, такие, что один не похож на другой: месяц назад любовались волгоградским, теперь вот настала очередь казанского). Уже по другому мосту вернулись обратно на левый берег Казанки и, наконец, прибыли на большую парковку подле огромного и брутального здания Дворца земледельцев. 

После небольшого рассказа по пути к берегу Казанки, нам дали полчаса свободного времени — погулять по парку Земледельцев и пройтись по Кремлевской набережной. Что можно сказать — эффектная подсветка зданий и гирлянды над дорожками превращают вечернюю набережную по-настоящему в волшебную страну. Очень красиво и празднично, можно порадоваться за казанцев. Конечно, получасовой отрезок позволяет знакомиться с новыми локациями, что называется «на лету», но тем не менее составить представление и сохранить в памяти картинку можно. И, надо признать, картинка от вечерней Казани запечатлелась вполне достойная.

На обратном пути к теплоходу нас привезли еще к местному Театру кукол, тоже весьма интересному и внешне эффектному строению, особенно в вечернем образе. Хотя, время уже подходило к одиннадцати часам, так что вполне уже можно было считать экскурсию ночной.

Автобусы прикатили нас к речному вокзалу аккурат за пятнадцать минут до отправления. Времени ровно хватило погрузиться на борт, как матросы начали затаскивать трап и готовиться отдавать швартовы.

День выдался насыщенным на впечатления и богатым на пешие марш-броски, суточный план по шагам был с лихвой перевыполнен и можно было смело отправляться на боковую. Дождавшись, пока «Достоевский» выбрался из акватории Казанского порта, погасил бортовые огни, погрузившись в черноту ночи, и лег на обратный курс, мы отправились спать.

Завтрашний день обещал стать не менее длинным, чем сегодняшний. 

Глава 6. День третий, 9 июня 2019 года. Вниз по течению

Вчерашняя активность дала о себе знать: сон задержал меня в каюте дольше, чем обычно. Но, видимо, это же обстоятельство повлияло и на других пассажиров: даже выйдя на палубу позже, я снова оказался в одиночестве.

Погода однозначно баловала нас эти три дня: бесконечный небосклон был абсолютно чист от облаков, а легкий свежий ветерок не давал установиться изнуряющей жаре.

«Достоевский» уверенно приближался к Ульяновску, его многоэтажки уже виднелись на высоком правом берегу и отчетливо выделялись на фоне голубого неба. Обходя палубу по периметру, я заприметил пассажирский теплоход, идущий встречным курсом. Судя по силуэту, это однозначно был четырехпалубник, и взыгравшее любопытство тут же потребовало дождаться нужного момента, чтобы разглядеть его название. Успев сделать еще один круг, я приготовился к встрече.

Определенно, теперь я в этом ни секунды не сомневался, встречный теплоход был проекта «Семена Буденного» — только у этих судов характерный вытянутый нос, визуально еще более удлиняющий и без того длинный корпус, и две больших трубы, компактно встроенных в корму верхней палубы.

Еще несколько мгновений — и теперь стало возможным пытаться прочитать название:

— Два слова, и первое короче второго, — сам для себя зафиксировал я вслух. И по истечении еще нескольких секунд продолжил, — Со… нет, Се… да ладно, не может быть, Семен?! Семен… Буденный?!

И точно. Мчащийся навстречу на всех парах огромный лайнер был не кто иной, как «Семен Буденный», тот самый, кто месяц назад снова открыл для нас мир речных теплоходов.

«Как странно и символично, — неожиданно пришла в голову мысль, — словно замкнулся какой-то невидимый временной круг».

Хотя, как выяснилось позднее, шансы встретить в нижнем течении Волги именно «Буденного» были достаточно высокими: из всех четырехпалубных теплоходов, бороздящих реки России, лишь около десятка работают на участке от Казани до Астрахани, а уж такого проекта два или три.

Сфотографировав красавца в полный профиль, я отправился на другой борт встречать Ульяновск. Ровная, как стрела, полоска Президентского моста, протянувшаяся поперек Волги, была уверенно различима, и мне даже казалось, что я вижу гостиницу «Венец», массивно торчащую над зеленью горы. По пути в Казань Ульяновск был ранним-ранним утром и остался вне поля зрения, зато сейчас и погода, и время предоставляли отличную возможность посмотреть на бывший Симбирск с реки и освежить давние воспоминания. 

Между Президентским, новым автомобильным мостом, и Императорским, старым железнодорожным, пятнадцать минут хода. Все это время теплоход идет вдоль города, который забрался на самый верх горы, отчего с воды сразу и не поймешь, что город совсем близко. Тоже своеобразная особенность Ульяновска: город на реке, а с этой самой реки и не виден.

Сразу после Императорского моста теплоход, если не заходит в Ульяновск, забирает чуть левее, следуя руслу Волги, а высокий правый берег резко уходит далеко в сторону, образуя за мостом широченный разлив. И вот только здесь, в самом начале этого разлива, город спускается к реке. И только здесь с кормы теплохода отчетливо видна и городская застройка, и тот самый хорошо узнаваемый символ Ульяновска — гостиница «Венец».

За следующие пятнадцать минут «Достоевский» удалился настолько, что оставшийся позади город растворился в береговой линии, вновь оставив теплоход в окружении бесконечной синевы воды и неба. К этому времени часы показали половину девятого, и постепенно просыпающихся пассажиров пригласили на завтрак.

Самара ждала нас только к семи вечера. Казалось бы, чем занять себя на теплоходе в течение всего дня? Подобное опасение было перед майским круизом (тогда также, возвращаясь, мы целый день были в пути) и оно в пух и прах было развеяно самой атмосферой речного круиза. Городскому жителю уже трудно порой смириться с ситуацией, когда ему никуда не надо спешить, поэтому свободный час, когда можно просто посидеть на палубе, любуясь проплываемыми пейзажами, сначала выглядит какой-то дикостью. И только с некоторой задержкой приходит осознание удивительности этих выдавшихся свободных минут, когда можно реально отключиться от текущих забот.

Так что в этот раз мы уже не боялись, что нас настигнет некая маета. День на воде —концентрированное погружение в атмосферу речного путешествия. К тому же, культурно-развлекательную программу на борту никто не отменял, мало того, в такие дни с длительным переходом круизная команда старается как можно плотнее сгруппировать различные мероприятия и максимально занять пассажиров различными активностями.

И сегодня мы наконец-то пройдем вдоль всего побережья Жигулевских гор при свете дня, а не ночью, как это случалось в предыдущие путешествия. Так, глядишь, не останется ни одного участка Волги, который не остался бы не увиденным сс борта теплохода.  

Глава 7. К новым круизам.

Поезд до дома был ночной с отправлением ближе к полуночи. Ужин на борту в программу круиза не входил, так что у нас было чуть больше четырех часов, чтобы что-нибудь перекусить до отъезда. То, что мы снова зайдем в гости в «П…», сомнений не вызывало, оставалось выбрать какой-то конкретный адрес. Выбор пал на угол Московского шоссе и улицы Мичурина.

Вечер в Самаре располагал к прогулке, да и спешить нам особе не было смысла, так что от вокзала речного до железнодорожного добрались пешком. Сбросили багаж в камеры хранения и отправились ужинать.

Именно в этот момент нам всем троим пришло осознание разительного контраста с окончанием прошлого круиза. Тогда, с полчаса спустя после выхода с борта теплохода, мы уже были дома, несколько обескураженно осознавая был ли прошедший круиз явью, либо всего лишь ярким и выразительным сном – так быстро все закончилось. Сегодня же наше пусть и скоротечное путешествие продолжалось: мало того, что до дома было еще далеко, так и в ближайшее время нас ждал соблазнительный и нетерпеливо ожидаемый ужин в душевном и уютном ресторане. А там еще и поездка на поезде – времени на выход из состояния круиза было предостаточно.

Кстати, тоже самое можно было сказать и про отправление не из Саратова. Трансфер в другой город, чтобы отправиться в круиз, как ничто другое позволяло организму более плавно переходить из дежурно рабочего в отпускное. К тому же, смена порта отправления моментально открывает по истине безграничное число вариантов маршрутов, выбор из которых получается ограничен лишь временными и финансовыми возможностями. И выбрав Самару, мы на собственном опыте убедились, что стартовать не из Саратова не только вполне возможно, но и более интригующе и увлекательно. 

До ресторана добрались на автобусе, благо ехать тут несколько остановок. Казалось бы, весь день мы провели на теплоходе без многочасовых экскурсионных программ и должны были бы полны быть энергией для активного проведения вечера, однако, развалившись на мягких диванах ресторана, выходить куда-то еще совершенно расхотелось. И обстановка, и время позволяли просто не спеша посидеть и насладиться изысками итальянской кухни.

Разговор крутился вокруг полученных впечатлений и пережитых моментов в коротком круизе, которых, как оказалось, и за три дня каждый из нас набрался достаточно. Общий вывод, с которым согласились все присутствующие – даже трехдневный круиз формата выходного дня способен отлично встряхнуть и перезагрузить мозг, утомляющийся в конвейере рабочих будней.

В просторном зале фоном приглушенно играли приятные мелодии, вечерние сумерки за большими окнами плавно превращались в темноту ночи, и сидя в полумраке уютного ресторана на мягком диване и поглощая вкуснейший кальцоне, мысли невольно начинали двигаться к следующей нашей поездке на теплоходе.

Успешно проведенный самарский уикенд стал аналогом джина, выпущенного из лампы. Отправление не из Саратова было опробовано и получило статус «одобрено». И теперь я замахивался на отправление из столицы…

Вероятно, утренняя встреча с «Буденным» навеяла убеждение, что с теплоходами мы теперь надолго. 

заказать тур
на главную