— Пароход? — искренне удивился я. — А поподробнее можете рассказать. Не знаю, как это объяснить, я тоже несколько минут назад подумал про пароход, вспомнил, что когда-то встречал его в этих краях.
— Да, конечно, — обрадовалась девушка. Журналистка, плывущая в одноместной каюте, испытывала явную нехватку общения.
Она с увлечением принялась рассказывать о своей майской поездке в Архангельск. Про историю Сормовского пароходостроения, конкретно про «Гоголя», про каюты, про пассажиров, в том числе про четвероногих. Но что больше всего поразило девушку, так это машинное отделение парохода, которое на девяносто процентов сохранилось в первозданном виде. Ей показали в работе паровую машину, паровые котлы, паровые насосы и другие механизмы, установленные на пароходе с 1911 года и безукоризненно работающие по настоящее время.
В какой-то момент она достала смартфон со словами:
— Вот. Я сейчас вам процитирую, там так «кучеряво» написано, что мне самой не повторить. Вот, нашла, слушайте.
Из дипломной работы студентки Сталь А. В.:
«Прибывшие пароходы построены по последнему слову техники того времени. Пар вырабатывается двумя огнетрубными пролетными паровыми котлами, работающими на березовых дровах, коих нужно по 40 кубометров в сутки. Главные паровые машины тройного расширения собственного производства Сормовского завода снабжены золотниковым приводом Джоя. Работая на бортовые гребные колеса, машина может развивать мощность до 500 лошадиных сил.
А двухпалубная белоснежная надстройка придает пароходу особенную красоту и величие, вызывая у всякого, видевшего пароход с берега, неистовое желание стать его пассажиром.
В последующем капитаны, работающие на “Н. В. Гоголе”, отмечают на удивление удачную конструкцию парохода, в которой удалось очень гармонично совместить маневренность, устойчивость, достаточную простоту в управлении, а также надежность и экономичность в эксплуатации».
Настино повествование прервалось объявлением по радиоузлу с приглашением на завтрак, который как-то совсем вылетел из головы. Перебивать ее увлеченный рассказ абсолютно не хотелось, видно было, что эта тема ей крайне интересна. Услышав объявление, она прервалась, засмущалась, а затем рассмеялась:
— Простите, пожалуйста! Я вас тут совсем заболтала. Надо было меня остановить, говорить я та еще мастерица.
— Что вы, мне было весьма интересно. Я, кстати, тоже знаю про этот пароход, и даже в планах однажды пройти на нем круизом, но впервые встречаю человека, который на нем уже бывал. Так что, я слушал вас с огромным удовольствием.
— Но надо идти завтракать.
— Обязательно.
У меня же зазвонил телефон. Ирина предупреждала, что идет в ресторан, и, если мне нужно в каюту, предлагала встретиться в холле и передать мне ключ. Договорились увидеться сразу за столом.
Кстати, о питании. Вчерашний ужин удался на славу, накормили нас отменно. Традиционно для длинного круиза со второго дня пути питание проходит по заказной системе: из нескольких предложений можно выбрать два блюда на завтрак, одно первое, одно горячее и салат на обед, одно горячее и десерт на ужин. Возможно, оформление блюд и отличалось некоторой простотой относительно ресторанов столичных операторов, но, с другой стороны, меню радовало разнообразием и обещало, как принято в круизной индустрии, быть вкусным и питательным. Хотя, бесспорно, вкусно и изысканно лучше, чем просто вкусно.
Я уже не раз отмечал, что ресторан на пассажирском теплоходе — это отдельный самостоятельный сегмент круиза. Вкупе с экскурсионной и культурной программой на борту он создает ту самую особую атмосферу именно круизного отдыха. Причем я бы даже сказал больше: именно ресторан играет главную скрипку в этом трио, так как без последних двух обойтись все же можно, а вот без ресторана никак. Да, однозначно, ресторан главный!
Да что там говорить. Многие туристы идут в круиз из-за ресторанного питания. Именно отсутствием необходимости ежедневной готовки достигается максимальный эффект «оторванности» от повседневного быта. А отпуск тогда особенно незабываем, когда получается максимально сменить обстановку.
***
Мне показалось, что Ульяновск не изменился с момента моего последнего посещения в девяностых. Не знаю, как подобное возможно, но сложилось именно такое ощущение. Полагаю, отчасти оттого, что самого города с причала не видно, он остается высоко на горе, скрытым от глаз речных путешественников зеленью деревьев. Пассажирам судов достается лишь унылая картина порта, а там и в самом деле меняться нечему.
Короткая остановка закончилась быстро. «Маяковский» постоял полчаса у причала, дав время для оживленной и эмоциональной беседы команды с экипажем стоящего рядом буксира, после чего оперативно забрал швартовы и отправился дальше в путь. Несколькими минутами спустя нам снова предстояло пройти под Императорским мостом… каждый раз что-то ёкает где-то внутри в этот момент.
Волга, превращаясь чуть выше Ульяновска по течению в Куйбышевское водохранилище, просто необъятна. Широта водной глади огромна, и при хорошем ветре, какой разгулялся в этих краях сегодня, здесь запросто может разыграться настоящий мини-шторм. Конечно, это не морской шторм, но гонимое волнение вполне может заставить даже такого четырехпалубного гиганта-теплохода, как «Владимир Маяковский», ощутить легкое потряхивание.
Так оно этим утром, собственно, и произошло. Ветер все-таки добился своего: загнал всех последних, самых стойких палубных гуляк внутрь. Я тоже решил ретироваться с открытого пространства, чтобы ненароком меня там не продуло, и расквартировался в панорамном баре в носу шлюпочной палубы. Погода способствовала взять себе для настроения какой-нибудь горячий напиток, выбор был сделан в пользу бокала глинтвейна.
Рассказ Насти про пароход меня раззадорил, и я залез на сайт туроператора посмотреть расписание круизов по Северной Двине на следующий год. Информации пока, правда, еще не было, новый сезон был еще в разработке. Но на заметку себе я этот вариант отложил. Несмотря на свой возраст, «Н. В. Гоголь» сегодня выступает в качестве полноценного круизного судна. В расписании есть короткие двухчасовые прогулки, небольшие девятичасовые походы и самые что ни на есть настоящие, пусть и короткие, четырехдневные круизы. Конечно же, паровые котлы уже не топят дровами (они переведены на мазут), и пассажиров уже не делят на классы. Все каюты и общие зоны отремонтированы, их интерьер изменен с целью повышения комфорта путешествующих туристов. Проектная пассажировместимость значительно снижена — сегодня судно берет 54 пассажира, располагающихся в 26 каютах. Большинство кают двухместные, снабженные умывальниками с горячей и холодной водой, как и два люкса, в которых, помимо всего прочего, установлены и индивидуальные санузлы.
Пробежав глазами анонс, я поймал себя на мысли, что идея пройти круизом на настоящем пароходе меня реально зацепила.
После сегодняшнего обеда нас ждала первая остановка на маршруте — населенный пункт Тетюши. Город обещал быть небольшим, но интересным. К тому же это было новое место, где мне до сих пор бывать еще не доводилось.
В половине первого дня теплоход «Владимир Маяковский», грациозно развернувшись через левый борт, причалил к небольшой пристани, обозначенной скромным баннером с названием города. И сразу же по прибытии нас ожидал первый сюрприз: всех пригласили на правый борт теплохода наблюдать за театрализованным приветствием любознательных гостей Тетюшей.
Слушайте, это действительно получился настоящий спектакль, костюмированное музыкально-танцевальное представление в ретроспективе, рассказывающее историю города. С огромной натяжкой можно провести некоторую параллель с Мышкиным, но тамошнее действо рассчитано преимущественно на детвору. Здешнее же, напротив, заточено больше под взрослую аудиторию. И, по сравнению с Мышкиным, Тетюшинский размах граничит с настоящим шоу с танцами, песнями и разнообразными костюмами.
Под громогласные аплодисменты пассажиров «Маяковского» актеры завершили представление и разделились на две группы: одна, погрузившись в автобус, уехала в город сразу, а вторая, экипированная под стрельцов, собиралась сопровождать нас в обзорной экскурсии по Тетюшам, планируя разыгрывать дополнительные сценки на остановках по ходу движения групп.
Забегая вперед, возможно выдам спойлер, но скажу, что, будучи с круизом в этом городе, обязательно берите экскурсию: будет интересно и увлекательно.
Попасть с пристани в Тетюши можно двумя путями: пешком по длинной-длинной деревянной лестнице, убегающей ввысь по крутому берегу, или по дороге на каком-нибудь автомобиле, в нашем случае это были экскурсионные автобусы. Прежде чем продолжу рассказ о городе, скажу несколько слов о местном береге Волги.
Во-первых, самих Тетюшей с Волги не видно. Повторяется ситуация с Ульяновском, только в более радикальном варианте: о населенном пункте, находящемся где-то неподалеку, напоминают лишь плавучая пристань, крутая лестница, уходящая куда-то вверх, и некое строение на горе, имитирующее подобие древней смотровой башни (чуть позднее выяснилось, что именно таковой башней это строение и было).
Во-вторых, рисунок берега здесь очень экзотический, если не сказать экстравагантный. Склон, подмываемый волжскими волнами, как и во многих других местах, оползневый, а срез обнажившейся породы открывается взору очень причудливым рисунком. В общем, мимо, не обратив внимания, вы не проплывете.
На экскурсию поехало абсолютное большинство пассажиров «Маяковского»: четыре автобуса, полностью заполненные, натужно урча двигателями, поползли вверх по дороге. А последующие два часа принесли истинное удовольствие и создали прекрасный эмоциональный настрой. Мы объехали все значимые места Тетюшей, что трепетно и с душой подготовлены местными энтузиастами для знакомства туристов с городом.
Не раскрывая всех нюансов экскурсионного маршрута, укажу лишь основные локации. Мы побывали на той самой смотровой башне, откуда открывается поистине шикарный обзор на всю доступную взгляду акваторию Волги. Помимо познавательного рассказа и короткого костюмированного представления, те самые «стрельцы» с берега устроили для пассажиров теплохода мастер-класс по прицельной стрельбе из лука. Ирина, как истинный любитель и ценитель пальбы из всевозможного оружия, в стороне не осталась и, нисколько не сомневался в этом, второй стрелой точно поразила мишень ко всеобщей радости импровизированных тренеров и других участников стихийного турнира. Оказывается, жена и из арбалета стрелять умеет. Не устаю открывать в ней все новые способности.
Показали нам и известный памятник местному рекордному улову — огромной, почти с тонну весом, белуге, реально выловленной в здешних местах в 1921 году. Памятник, насколько я понял, выполнен в натуральную величину рыбины, а раз так, то вытянуть такую громадину из реки на берег было взаправду настоящим подвигом. Жаль, времени не хватило попасть в сам музей белуги. По информации от гида, там было бы весьма любопытно и познавательно.
Зато мы попали в музей краеведения. Опять же после небольшого приветственного мини-спектакля встретил и повел нас внутрь реальный потомок местного купца первой гильдии Серебрякова, в имении которого этот музей и расположился. Очень колоритный персонаж, надо признать, провел такую же колоритную экскурсию-повесть об истории здешних мест, фактах, событиях и легендах из жизни города и его жителей. В довершение увлекательного повествования для экскурсантов устроили настоящую дегустацию великолепной наливки, изготовленной по местному рецепту. Скажите, ну, в каком еще музее наливают? Нигде не встречал. А тут, пожалуйста, и наливочка-то знатная, задорная. Ах, чувствую, понравятся мне Тетюши.
Время пробежало быстро. Возникло полное ощущение, что двух часов мало. Надо здесь делать более долгую стоянку, ведь показать и рассказать есть что и о чем. Большие автобусы вернули уставших, но довольных туристов к месту посадки, и в половине четвертого «Маяковский», вновь довольный, заспешил вверх по реке. Оставшееся светлое время дня теплоход еще будет идти по Волге, но ближе к ночи начнет забирать правее и зайдет в Каму.
Ветер к вечеру стих, и палубы заполнились гуляющими пассажирами. Пройтись по борту или посидеть в шезлонге, наслаждаясь проплывающими пейзажами, да еще с чем-нибудь горячим в руках, после насыщенно проведенного дня, что может быть романтичнее и приятнее. Теплоход идеально заточен под такое времяпровождение. Тянет на философские размышления о вечном и мечты о грядущем.
А почему бы и нет?