мамин-сибиряк
Год постройки - 1956
Пассажировместимость - 60 человек
Проект 646 (тип судна - Байкал, обозначение немецкой верфи — BiFa Typ B, то есть Binnenfahrgastschiff — речной пассажирский теплоход типа B) — серия средних грузопассажирских речных теплоходов, предназначенных для работы на скорых пассажирских линиях. Допускался выход таких судов в прибрежные морские районы.
Суда типа Байкал строились по заказу СССР в Германии на верфи Warnowwerft Warnemuende в 1953—1956 годах. Всего было построено пятнадцать судов этого типа. Суда типа Байкал получали названия в честь озёр СССР и выдающихся русских литераторов.
Первоначально суда этого проекта имели одно-, двух-, четырёх-, шести- и восьмиместные каюты, в том числе, имеющие умывальники, два ресторана, два салона, два общих пассажирских помещения. Позднее каюты большой вместимости на многих судах переоборудовались. В девяностых-двухтысячных годах на многих судах в ходе модернизаций проводились работы по повышению комфортности, в частности каюты оснащались индивидуальными санузлами и расширялись за счет уменьшения пассажировместимости, частично заменялась и внутренняя отделка.
Теплоходы типа «Байкал» использовались на Волго-Балте, Онежском и Ладожском озёрах с выходом в Финский залив Балтийского моря и в Белое море, Волге, Енисее с выходом в Енисейский залив до Диксона, на Иртыше и Оби с выходом в Обскую губу до Антипаюты, Лене, Дунае с выходом в Чёрное море до Одессы, Днепре линия Киев-Межводное.
По состоянию на 2015 год эти теплоходы работают на: туристических линиях Москва — Санкт-Петербург, Москва — Соловки; пассажирских маршрутах по сибирским рекам: Омск — Салехард (пассажирские перевозки осуществляют теплоходы «Родина», «Чернышевский» и «Механик Калашников») и Салехард — Антипаюта («Механик Калашников») [2][3], Якутск — Тикси («Механик Кулибин»). С 2019 года 1 судно (Близняк), перестроено в круизное и используется для туристических перевозок на Енисее. Одно-два судна находятся за пределами России и Украины (Польша и, возможно, Нидерланды).
Пассажировместимость
общая: 197 человек, из них
2 в одноместных каютах
36 в двухместных каютах
8 в четырёхместных каютах
36 в шестиместных каютах
48 в восьмиместных каютах
67 в общих помещениях
также имелось 47 мест в ресторанах и 31 место в салонах
При комбинированном использовании жёстких мест пассажировместимость достигала 355 мест
При обеспечении всех пассажиров сидячими местами пассажировместимость достигала 580 мест
Максимально допустимое число пассажиров на коротких расстояниях составляло 700 человек
По состоянию на начало XXI века пять судов типа Байкал списано, одно выведено из эксплуатации, судьба одного неизвестна.
не получившая большой популярности серия грузопассажирских теплоходов немецкой верфи Warnowwerft Warnemünde. тем не менее, основная география эксплуатации оставшихся в строю судов - реки сибири
мамин-сибиряк - единственный теплоход проекта 646, задействованный в качестве круизного теплохода, по текущему уровню комфортабельности можно отнести к классу "комфорт"
Полный список выпускавшихся теплоходов проекта 646:
1 Академик Киренский (первоначально - Байкал) - утилизировано
2 Капитан Пономарев (первоначально - Иссык-Куль) - затонуло на реке Лена в 2015
3 Профессор Близняк (первоначально - Балхаш) - работает в качестве рейсового пассажирского судна на реке Енисей
4 Онега - утилизировано
5 Господин Великий Новгород (первоначально - Севан) - в эксплуатации у МУ ДОД Детский морской центр «КЮМ»
6 Ладога - в настоящее время плавучий ресторан в Польше
7 Короленко - уничтожен пожаром в Выборге в 2017 году
8 Ленинский Комсомол - в 90-х выставлялся на продажу, с тех пор судьба неизвестна
9 Шлиссельбург (первоначально - Белинский) - не эксплуатируется с 2013 года
10 Сергей Орлов (первоначально - Радищев) - утилизирован в 1993 в Санкт-Петербурге
11 Чернышевский - списано в 2015 года, ждет утилизации в городе Орск
12 Механик Кулибин - работает в качестве рейсового пассажирского судна на реке Лена
13 Механик Калашников - работает в качестве рейсового пассажирского судна на транспортных линиях на Оби и Иртыше
14 Родина (первоначально - Сергеев-Ценский) - до 2019 года ходил по Иртышу, с 2019 - не эксплуатируется
15 Мамин-Сибиряк