речные теплоходы

проект 301 - Александр Радищев

проект 301 - александр радищев


Раздел 1. Общая информация.

Проект теплохода 301, тип «Владимир Ильич», типовые размеры: 125 м в длину на 16,7 м в ширину. Теплоходы данного проекта выпускались с 1974 по 1983 годы тремя сериями.

Год выпуска – 1982, теплоход входил в третью серию проекта. Верфь - VEB Elbewerft Boizenburg/Rosslau, ГДР. Формула класса М2,5А. Теплоход был спущен на воду сразу под именем «Александр Радищев», входит в число семи (из 22 теплоходов серии), эксплуатирующихся на сегодня под первоначальным именем.

Общее количество кают – 130, в том числе:

  • Люкс = 2 каюты
  • Полулюкс А = 2 кают
  • Одноместная = 18 кают
  • Двухместная одноярусная = 92 кают
  • Трехместная одноярусная = 10 кают
  • Четырехместная двуярусная = 6 кают
Во всех каютах: шкаф для одежды, радио, телевизор, фен, кондиционер, холодильник, душ, санузел, обзорное окно (или иллюминатор), электророзетка 220 V.

Пассажировместимость – 272 человек.

Класс теплохода - стандарт

Имя теплохода. 

Александр Радищев стал одной из самых противоречивых и трагических фигур в истории русского Просвещения. Увлеченный либеральными идеями писатель, открытый противник самодержавия, еще при жизни он заработал славу первого русского революционера. За бунтарское «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева сослали в Сибирь, но он продолжал писать философские труды о государственном устройстве и создал проект «Гражданского уложения», полный идей об отмене крепостного права.

Литератор родился 31 августа 1749 года в Верхнем Аблязово, неподалеку от Пензы в семье состоятельных дворян. Начальное образование Александр получил дома: уроки ему давали крепостные учителя и приходящие педагоги. В 1756 году семилетний мальчик отправился в Москву к своему дяде, в доме которого был организован салон просвещения. А через шесть лет Радищев стал учеником Пажеского корпуса. 

В 1766-м, став выпускником Пажеского корпуса, молодой человек попал в список лучших учеников, которых отправили продолжать обучение в Лейпцигском университете. Это была идея императрицы Екатерины II, решившей дать талантливым мальчикам возможность получить европейское образование.

В начале 1770-х Радищев вернулся на родину. Выпускник престижного европейского вуза тотчас же нашел хорошую работу – его приняли титулярным советником в Сенат. А чуть позже трудолюбивый и ответственный Радищев получил должность военного прокурора — обер-аудитора. После выхода в отставку Александр Радищев занял должность асессора в Коммерц-коллегии. Вскоре в его профессиональной карьере случился бурный рост: сначала чиновник был произведен в надворные советники, а позже ему доверили пост начальника таможни Петербурга. В 1790-м чиновник занял пост руководителя Петербургской таможни, при этом продолжая трудиться на литературном поприще. Радищев присоединился к «Обществу друзей словесных наук» и вступил в сообщество Ивана Рахманинова. Статьи на философские и общественно-политические темы автор публиковал в издании «Беседующий гражданин».

Свое самое знаменитое произведение "Путешествие из Петербурга в Москву" Александр Николаевич писал около девяти лет, с 1780-го по 1788 год. Закончив работу, писатель обратился в несколько изданий с просьбой опубликовать работу, но везде получил отказ. Владельцы типографий сочли книгу слишком опасной. В этом сочинении автор размышлял о нелегкой доле русских крестьян, критиковал действующую власть. Самой известной фразой из книги стала цитата о страшном псе Цербере, которого Радищев сравнивал с крепостным правом.

«Путешествие из Петербурга в Москву» было отпечатано Радищевым в мае 1790 года в специальной организованной для этого тиража собственной типографии, расположенной в его собственном доме, и уже летом книга появилась на книжной полке магазина торговца Зотова. Через несколько дней произведение уже обсуждал весь Петербург: его смели с книжных полок и читали по очереди, передавая друг другу. До императорского дворца книга дошла к концу июня: реакция Екатерины II была мгновенной: произведение изъяли из продажи, а находившиеся в частных руках экземпляры были конфискованы и уничтожены.

За Радищевым пришли 30 июня 1790 года. Полицейские из охранки отвезли писателя в Петропавловскую крепость, где он в течение месяца подвергался бесконечным допросам.  Смертный приговор писателю был вынесен 24 июля 1790 года. В обвинительном заключении было сказано, что книга «Путешествие из Петербурга в Москву» наполнена вреднейшими умозаключениями, опасными для общественного покоя и умаляющими уважение к действующей власти.

В ожидание исполнения приговора Радищев провел несколько мучительных недель, но казнь все откладывали. Осенью того же года заключенному сообщили, что государыня милостиво заменила высшую меру наказания на ссылку в Илимский острог, находившийся в Сибири. Однако, назначенные судом десять лет ссылки Радищев не отбыл: в 1796-м указом императора Павла I он был освобожден. Здесь ключевую роль сыграли политические амбиции молодого царя, старавшегося отменить приказы своей родительницы.

В 1801-м власть перешла к Александру I, завоевавшему репутацию либерала и реформатора. Новый самодержец амнистировал Радищева и разрешил ему вернуться в столицу. Писатель вновь вступил в конфронтацию с властями, продолжая излагать свои революционные идеи на бумаге. Где, при до конца не выясненных обстоятельствах, и скончался 24 сентября 1802 года в возрасте 53 лет. Официальной причиной смерти литератора считалась чахотка. Однако есть версия, что Александр Николаевич случайно отравился царской водкой – смесью азотной и соляной кислот. За несколько недель до смерти Радищев написал свою знаменитую фразу «Потомство отомстит за меня».

Раздел 2. Общественные помещения.

Теплоход относится к проекту больших четырехпалубных теплоходов. Все палубы пассажирские.

Нижняя палуба. На нижней палубе расположены трехместные одноярусные каюты. Из общественных помещений - детский клуб и массажный кабинет

Главная палуба. На главной палубе вся центральная часть отведена под двухместные одноярусные каюты. Здесь же традиционно в носовом золле стойка регистрации пассажиров, круглосуточный титан с горячей водой в центральной части. В кормовой части расположен судовой медпункт.

Средняя палуба. Так же, как и на главной палубе, центральная часть отведена под двухместные одноярусные каюты, являющиеся основой жилого фонда теплохода. В носовом блоке расположены оба четырехместных люкса теплохода, в самом носу палубы - кофейня с большими обзорными окнами. Кормовая часть поделена между четырехместными двуярусными и каютами категории "Полулюкс А". Таким образом, люксовый каютный фонд теплохода сосредоточен именно на средней палубе.

Корму средней палубы конструктивно для 301 проекта занимает большой судовой ресторан теплохода "Волга". В кормовом холле находится сувенирный киоск. В этой же части палубы разместилась и гладильная комната.

Как и на многих теплоходах 301 проекта, бортовая зона средней палубы полностью доступна для прогулок туристов, и, опять же, из-за конструктивной особенности данного проекта теплоходов, в кормовой части ширина палубы заметно уже. Корма средней палубы - единственное место для курения.

Каюты с балконами на данный момент на теплоходе отсутствуют.

Шлюпочная палуба. В носовой части палубы одноместные каюты, в центральной части двухместные одноярусные каюты. Кают с балконами на этой палубе также нет, весь борт шлюпочной палубы доступен для пассажиров. Открытая часть кормы шлюпочной палубы отведена под спортзал под открытым небом. Здесь разместились турник и тренажеры.

Носовая часть отведена под большой бар "Панорама", корма - ресторан/бар "Нева"

Солнечная палуба. На солнечной палубе традиционно расположены конференц-зал с баром "Ладога" в закрытой части и солярий. На этой палубе расположена и сауна, доступная для пассажиров за отдельную плату

Таким образом, на борту теплохода для туристов доступны:

  • Ресторан «Волга»
  • Бар-ресторан «Нева»
  • Конференц-зал / бар «Ладога»
  • Бар «Панорама»
  • Кофейня
  • Открытая солнечная палуба
  • Сауна
  • Гладильная комната
  • Медицинский пункт
  • Сувенирный киоск
  • Детский клуб
  • Массажный кабинет
  • Wi-fi интернет в одном из баров

Внутренние расчеты в баре, оплата за оказание не включенных в стоимость тура услуг происходят по бортовой расчетной карте, выдаваемой пассажиру при регистрации на круиз.

Раздел 3. Каюты.

Одноместная каюта. Категория «Сигма». Однокомнатная каюта с удобствами, рассчитанная на размещение одного человека. В каюте: одно спальное место, шкаф для одежды, радио, телевизор, душ, санузел, холодильник, кондиционер, обзорное окно, электророзетка на 220V, телевизор, фен. Площадь каюты на средней палубе — 6,8 м2. Площадь кают на шлюпочной палубе: 429-432 — 6,3 м2, 433-436 — 7,4 м2. Размер кроватей 75х190 см. 

Двухместная одноярусная каюта. Однокомнатная одноярусная каюта с удобствами, рассчитанная на размещение до двух человек. В каюте: два спальных места, шкаф для одежды, радио, телевизор, душ, санузел, холодильник, кондиционер, обзорное окно, электророзетка на 220V, телевизор, фен. Площадь кают на шлюпочной и средней палубе — 9,8 м2, на главной палубе — 8,5 м2. Размер кроватей 75х190 см

Трехместная одноярусная каютаОднокомнатная одноярусная каюта с удобствами, рассчитанная на размещение до трех человек. В каюте: три спальных места, шкаф для одежды, радио, телевизор, душ, санузел, холодильник, кондиционер, два иллюминатора, электророзетка на 220V, телевизор, фен. Возможна продажа каюты в 2-местном 1-ярусном размещении (по стоимости 2-местной одноярусной каюты). Площадь каюты 11 м2. Размер кроватей 75х190 см

Четырехместная двуярусная каютаОднокомнатная двухъярусная каюта с удобствами, рассчитанная на размещение до четырех человек. Просторная каюта с современным интерьером, четыре отдельных спальных места, шкаф для одежды, журнальный столик, телевизор c DVD, холодильник, радио, два обзорных окна, электророзетка на 220V, фен. При трех- и четырехместном размещении третье и четвертое места располагаются вторым ярусом. Площадь каюты 13,1 м2. Размер кроватей 75х190 см.

Люкс четырехместныйДвухкомнатная каюта с удобствами, рассчитанная на размещение от двух до четырех человек. Комфортабельная гостиная с современным интерьером, мягкая мебель (два кресла, диван, раскладывающийся на двух человек), журнальный столик, шкаф-стенка, телевизор c DVD, холодильник, радио, два обзорных окна, кондиционер, электророзетка на 220V. В спальне: двуспальная кровать, шкаф-купе, трюмо, сейф, два обзорных окна, фен, кондиционер. Площадь каюты 31,9 м2 (спальня - 18,8 м2, гостиная - 13,1 м2).

Полулюкс "А" трехместный. Однокомнатная каюта с удобствами, рассчитанная на размещение от двух до трех человек. Просторная каюта с современным интерьером, мягкая мебель — диван, два кресла, двуспальная кровать, шкаф для одежды, телевизор c DVD, холодильник, радио, три обзорных окна, электророзетка на 220V, фен, кондиционер. Площадь каюты 19,2 м2  

Раздел 3. Каюты.

Одноместная каюта. Категория «Сигма». Однокомнатная каюта с удобствами, рассчитанная на размещение одного человека. В каюте: одно спальное место, шкаф для одежды, радио, телевизор, душ, санузел, холодильник, кондиционер, обзорное окно, электророзетка на 220V, телевизор, фен. Площадь каюты на средней палубе — 6,8 м2. Площадь кают на шлюпочной палубе: 429-432 — 6,3 м2, 433-436 — 7,4 м2. Размер кроватей 75х190 см. 

Двухместная одноярусная каюта. Однокомнатная одноярусная каюта с удобствами, рассчитанная на размещение до двух человек. В каюте: два спальных места, шкаф для одежды, радио, телевизор, душ, санузел, холодильник, кондиционер, обзорное окно, электророзетка на 220V, телевизор, фен. Площадь кают на шлюпочной и средней палубе — 9,8 м2, на главной палубе — 8,5 м2. Размер кроватей 75х190 см

Трехместная одноярусная каютаОднокомнатная одноярусная каюта с удобствами, рассчитанная на размещение до трех человек. В каюте: три спальных места, шкаф для одежды, радио, телевизор, душ, санузел, холодильник, кондиционер, два иллюминатора, электророзетка на 220V, телевизор, фен. Возможна продажа каюты в 2-местном 1-ярусном размещении (по стоимости 2-местной одноярусной каюты). Площадь каюты 11 м2. Размер кроватей 75х190 см

Четырехместная двуярусная каютаОднокомнатная двухъярусная каюта с удобствами, рассчитанная на размещение до четырех человек. Просторная каюта с современным интерьером, четыре отдельных спальных места, шкаф для одежды, журнальный столик, телевизор c DVD, холодильник, радио, два обзорных окна, электророзетка на 220V, фен. При трех- и четырехместном размещении третье и четвертое места располагаются вторым ярусом. Площадь каюты 13,1 м2. Размер кроватей 75х190 см.

Люкс четырехместныйДвухкомнатная каюта с удобствами, рассчитанная на размещение от двух до четырех человек. Комфортабельная гостиная с современным интерьером, мягкая мебель (два кресла, диван, раскладывающийся на двух человек), журнальный столик, шкаф-стенка, телевизор c DVD, холодильник, радио, два обзорных окна, кондиционер, электророзетка на 220V. В спальне: двуспальная кровать, шкаф-купе, трюмо, сейф, два обзорных окна, фен, кондиционер. Площадь каюты 31,9 м2 (спальня - 18,8 м2, гостиная - 13,1 м2).

Полулюкс "А" трехместный. Однокомнатная каюта с удобствами, рассчитанная на размещение от двух до трех человек. Просторная каюта с современным интерьером, мягкая мебель — диван, два кресла, двуспальная кровать, шкаф для одежды, телевизор c DVD, холодильник, радио, три обзорных окна, электророзетка на 220V, фен, кондиционер. Площадь каюты 19,2 м2  

Раздел 4. Рестораны.

Организация питания на навигацию 2023 года:
Базовый тариф:

  • Фиксированная рассадка в нижнем салоне ресторана;
  • Завтрак — заказная система питания (выбор блюд со 2-го дня круиза). Включенные напитки: кофе и чай. В рейсах до 4-х дней при ранней высадке в день прибытия завтрак континентальный;
  • Обед — заказная система питания (выбор блюд со 2-го дня круиза). Включенные напитки: кофе и чай;
  • Ужин — заказная система питания (выбор блюд со 2-го дня круиза). Включенные напитки: кофе и чай. Кисломолочный напиток (1 стакан, 200 мл.) по запросу клиента.
Расширенный тариф:
  • Фиксированная рассадка в верхнем салоне ресторана (количество мест ограничено);
  • Завтрак — заказная система питания (выбор блюд со 2-го дня круиза). Включенные напитки: кофе и чай. В рейсах до 4-х дней при ранней высадке в день прибытия завтрак континентальный;
  • Обед — заказная система питания (выбор блюд со 2-го дня круиза). Включенные напитки: кофе и чай;
  • Ужин — заказная система питания (выбор блюд со 2-го дня круиза). Включенные напитки: кофе и чай. Кисломолочный напиток (1 стакан, 200 мл.) по запросу клиента. На выбор: вино красное / белое / игристое (1 бокал, 125 мл.) / водка (1 рюмка, 50 мл.) / пиво (1 бокал, 300 мл.), домашний морс (1 бокал, 200 мл.);
  • В баре бесплатно предоставляются две позиции на одного человека в день на выбор в любой комбинации:
  1. кофейные напитки, чайник чая, лимонад, мороженое развесное (2 шарика);
  2. Скидка 20% (предоставляется на борту) на Room service и весь ассортимент бара (не суммируется с другими скидками);
  3. Скидка 10% (предоставляется на борту) на фирменную сувенирную продукцию с символикой компании и аренду спорт инвентаря;
  4. Скидка 7% (предоставляется на борту) на экскурсионное обслуживание
  • Для кают категории «Люкс» и «Полулюкс» расширенный тариф предусмотрен по умолчанию.
Возможно несколько смен питания в зависимости от загрузки рейса.

Раздел 5. Общие впечатления.

Теплоход «Александр Радищев» по состоянию на 2023 год входит в флотилию АО "Водоходъ". Уже один этот факт характеризует судно как комфортабельное и максимально клиентоориентированное.

Я оказался на борту "Александра Радищева" поздней осенью 2019 года с четырехдневным круизом Москва - Тверь - Углич - Москва. Несмотря на уже холодную погоду за бортом, внутри каюты было тепло и уютно.

Особенно порадовали горячие напитки, которыми команда круиза встречала пассажиров по возвращении с дневных экскурсий.

Ассортимент баров на всех теплоходах оператора одинаковый и гарантированно наполненный разнообразными напитками. И само количество баров, включая кофейню, позволяет всегда рассчитывать на свободное место в любое время дня.

Порадовала и культурно-развлекательная программа на борту. Музыкальные вечера в конференц-зале каждый вечер собирали полный зал.

Класс теплохода "стандарт". Все каюты комфортабельные и оснащены всем необходимым. Теплоход однозначно проходил перепланировку кают и помещений - общая пассажировместимость существенно меньше стандартной для теплохода 301 проекта.

Судно оставляет очень приятное впечатление. В 2023 году будет преимущественно работать с отправлением из Нижнего Новгорода., но будут и большие рейсы между Астраханью и Санкт-Петербургом.

Со своей стороны однозначно рекомендую теплоход "Александр Радищев", чтобы провести на нем круиз. Твердые 4 звезды в личном зачете.