речные теплоходы

проект 301М - федор достоевский

проект 301М - федор достоевский


Раздел 1. Общая информация.

Проект теплохода 301м, тип «Владимир Ильич», типовые размеры: 125 м в длину на 16,7 м в ширину. 

Год выпуска – 1983, последнее судно третьей серии. Верфь - Boizenburger Werft, Германия. Формула класса М2,5А. Название теплохода сохранилось первоначальное. Выходило с внедренными изменениями в основном проекте, отчего получило шифр проект 301М

Общее количество кают – 145, в том числе:

  • Люкс большой однокомнатный = 4 каюты
  • Люкс большой двухкомнатный = 4 каюты
  • Люкс малый двухкомнатный = 4 каюты
  • Люкс двухместный двухкомнатный с двумя дополнительными местами = 2 каюты
  • Одноместная каюта = 16 кают
  • Двухместная одноярусная каюта = 88 кают
  • Трехместная двуярусная каюта = 8 кают
  • Трехместная одноярусная каюта = 17 кают

Все каюты комфортабельные, во всех каютах: шкаф для одежды, радио, кондиционер, фен, холодильник, душ, санузел, обзорное окно (иллюминатор), электророзетка.

В 1996 году судно прошло полную модернизацию, с тех пор проводятся дополнительные мероприятия по повышению уровня комфортности кают и общественных помещений.

Пассажировместимость – 270 человек. 

Класс теплохода - комфорт

Имя теплохода. 

Имя Федор Михайлович Достоевский не нуждается в представлении. Русский писатель, мыслитель, философ и публицист. Член-корреспондент Петербургской академии наук с 1877 года. Классик мировой литературы, по данным ЮНЕСКО, один из самых читаемых писателей в мире.

Родился в семье штаб-лекаря Мариинской больницы для бедных. Отец, Михаил Андреевич, дворянин; мать, Мария Федоровна, из старомосковского купеческого рода. Получил прекрасное образование в частном пансионе Л.Чермака — одном из лучших в Москве. В семье любили читать, выписывали журнал «Библиотека для чтения», который давал возможность знакомиться с новейшей иностранной литературой. Из русских авторов любили Карамзина, Жуковского, Пушкина. Мать, натура религиозная, с малого возраста познакомила детей с Евангелием, возила на богомолье в Троице-Сергиеву лавру.

Первый роман Достоевского «Бедные люди» был написан в 1845, опубликован Некрасовым в «Петербургском сборнике» (1846). Позднее вышли «Белые ночи» (1848) и «Неточка Незванова» (1849), в которых обнаруживались черты реализма Достоевского, выделявшие его из среды писателей «натуральной школы»: углубленный психологизм, исключительность характеров и ситуаций.+

Удачно начавшаяся литературная деятельность трагически обрывается. Достоевский был одним из членов кружка Петрашевского, объединявшего приверженцев французского утопического социализма (Фурье, Сен-Симон). В 1849 за участие в этом кружке писателя арестовывают и приговаривают к смертной казни, замененной затем четырьмя годами каторги и поселением в Сибири. После смерти Николая I и начала либерального царствования Александра II участь Достоевского, как и многих политических преступников, была смягчена. Ему возвратили дворянские права, и в отставку в 1859 он вышел уже в чине подпоручика. В 1859 Достоевский получил разрешение жить в Твери, затем в Петербурге. В это время он опубликовал повести «Дядюшкин сон», «Село Степанчиково и его обитатели» (1859), роман «Униженные и оскорбленные» (1861). Почти десять лет физических и моральных терзаний обострили восприимчивость Достоевского к человеческим страданиям, усилив напряженные поиски социальной справедливости. Эти годы стали для него годами душевного перелома, краха социалистических иллюзий, нарастания противоречий в его мировоззрении. Он активно участвовал в общественной жизни России, выступал против революционно-демократической программы Чернышевского и Добролюбова, отвергая теорию «искусства для искусства», утверждая социальную ценность искусства.

В 1867 Достоевский женился на Анне Григорьевне Сниткиной, своей стенографистке, ставшей для него близким и преданным другом. Вскоре они уехали за границу: жили в Германии, Швейцарии, Италии (1867 — 1871). В эти годы писатель работал над романами «Идиот» (1868) и «Бесы» (1870 — 71), который закончил уже в России. В мае 1872 Достоевские уехали на лето из Петербурга в Старую Русу, где они впоследствии купили скромную дачу и жили здесь с двумя детьми даже зимой. В Старой Русе написаны почти целиком романы «Подросток» (1874 — 1875) и «Братья Карамазовы» (1880).

Раздел 2. Общественные помещения.

Теплоход четырехпалубный, нижняя палуба отведена под трехместные одноярусные каюты с иллюминаторами.

Главная палуба. Помимо жилых кают на главной палубе расположены стойка регистрации (в носовом холле), библиотека, парикмахерская и медпункт.

Средняя палубаВся палуба отведена под жилые каюты практически всех классов. В корме средней палубы расположен основной ресторан теплохода, а в носу – бар "Волга". На средней палубе работает сувенирный киоск.

Зона для курения, как практически у всех теплоходов этого проекта, предусмотрена на корме средней палубы за рестораном.

Шлюпочная палубаИз общественных помещений и в носу, и на корме расположены бары: бар «Панорама» и бар «Нева» соответственно. Однако, кормовой бар "Нева" в течение дня работает как ресторан и открыт только на время питания пассажиров. В качестве бара и общественного места для проведения развлекательных мероприятий он открывается только после 20-00.

Корма шлюпочной палубы – единственное на теплоходе доступное место для курения.

Солнечная палуба. Открытая часть отведена под солярий с шезлонгами и лежаками. Возможность использовать открытую палубу под расстановку столиков не предусмотрена. В закрытой части расположены конференц-зал и сауна. Конференц-зал без бара и предназначен для творческих и массовых мероприятий по пути маршрута.

Подводя общий итог по общественным помещениям, на борту теплохода для туристов доступны:

  • ресторан 
  • ресторан/бар "Нева"
  • бар «Панорама»
  • конференц-зал/концертный зал
  • конференц-зал
  • солярий
  • гладильная комната
  • медицинский пункт с массажным кабинетом
  • сувенирный киоск
  • библиотека
  • парикмахерская/салон красоты
  • детский клуб

Внутренние расчеты в баре или сувенирном киоске осуществляются в обычном режиме, внутрибортовая расчетная карта на теплоходе не предусмотрена. Реновации на данный момент подверглись лишь каюты шлюпочной палубы. Почти все они переоборудованы в "люксы" повышенной комфортности. 

Раздел 3. Каюты.

Трехместная одноярусная каюта. Категория 1Г (3). Трёхместная каюта. Расположение - на нижней палубе, неярусная: два основных места и одно дополнительное на откидной полке. Имеется санблок (душ, туалет), кондиционер,радио, шкаф для одежды. Каюта № 101-115,117, 119 (с иллюминаторами). Всего 17 кают. Холодильник в каюте не предусмотрен. 

Двухместная одноярусная каюта. Категория 1В(2). Двухместная каюта . Расположение - на главной палубе. Имеется санблок (душ, туалет), кондиционер, холодильник, радио, розетка 220V, шкаф для одежды. Каюта № 201 – 236. Всего 36 кают.

Трехместная двуярусная каюта. Категория 1Б (2+1). Трехместная каюта . Расположена на средней палубе, два основных места внизу и одно дополнительное на верхней откидной полке. Возможно двухместное размещение в каюте. Имеется сан.блок (душ, туалет), кондиционер, холодильник, розетка 220V, радио, шкаф для одежды. Каюты № 325,236,327,328. Всего 8 кают.

Двухместная одноярусная каюта. Категория 1Б(2). Двухместная каюта . Расположение - на средней палубе. Имеется санблок (душ, туалет), кондиционер, холодильник, розетка 220V, радио, шкаф для одежды. Каюты № 319, 320, 329-354. Всего 28 кают.

Одноместная каюта. Категория 1Б(1). Одноместная каюта. Расположение - на средней палубе. Имеется санблок (душ,туалет), кондиционер, холодильник, розетка 220V, радио, шкаф для одежды. Каюта № 367-372, 317, 318. Всего 8 кают.

Двухместная одноярусная каюта. Категория 1А(2). Двухместная каюта . Расположение - на шлюпочной палубе, неярусная: Н+Н. Имеется санблок (душ, туалет), розетка 220V, кондиционер, холодильник, радио, шкаф для одежды. Каюта № 401-404, 409-428. На теплоходе 24 каюты.

Одноместная каюта. Категория 1А(1). Одноместная каюта. Расположение - на шлюпочной палубе. Имеется санблок (душ,туалет), кондиционер, холодильник, розетка 220V, радио, шкаф для одежды. Каюта № 429-436. (носовая часть) Всего 8 кают.

Каюте Люкс (2+2). Двухместная двухкомнатная каюта. Расположение - на шлюпочной палубе. В каюте 2-спальная кровать, телевизор, холодильник, сан. блок (душ,туалет) кондиционер, розетка 220V, радио, шкаф для одежды. Возможно размещение на двухспальном диване. Каюты № 405, 406.

Каюта люкс (2) малый. Двухместная двухкомнатная каюта. Расположение - на средней палубе. В каюте 2-спальная кровать, телевизор, холодильник, сан. блок (душ,туалет) кондиционер, розетка 220V, радио, шкаф для одежды. Возможно размещение на дополнительном месте - односпальный диван. Четырые каюты - № 355,356, 365,366.

Люкс (2). Двухместная двухкомнатная каюта. Расположение - на средней палубе. В каюте 2-спальная кровать, мягкая мебель, телевизор, холодильник, сан. блок (душ,туалет) кондиционер, розетка 220V, радио, шкаф для одежды. Возможно размещение на дополнительном месте (в каютах №309, 310 — до 2-х человек (двуспальный диван); №307,308 — раскладушка). Каюты № 307, 308, 309, 310. 4 каюты

Люкс. Двухместная однокомнатная каюта. Расположение - на шлюпочной палубе. В каюте 2 кровати, телевизор, холодильник, сан. блок (душевая кабина ,туалет) кондиционер,розетка 220V, радио,шкаф для одежды). Каюты № 411,412,413,414,415,416

Раздел 4. Рестораны.
Питание организовано в одну смену в двух ресторанах. Завтрак, обед и ужин – заказная система, начиная со второго дня круиза с фиксированной рассадкой туристов по столикам. Туристы закрепляются за столиком в момент регистрации при посадке на теплоход на время всего круиза. 

К питанию претензий нет, кухня работает безукоризненно - и по меню и по подаче блюд статус "ресторан" поддерживается полностью. Есть, правда, один пункт, который может не понравиться любителям кофе. Как и чай, данный напиток на завтрак подавался в пакетиках. Поэтому, на сваренный кофе лучше рассчитывать только в баре. По причине организации двух полноценных ресторанов, питание осуществляется в одну смену. Отдельная благодарность официантам - их работа четка и оперативна.

Также мне показалось, что в ресторане на средней палубе преимущественно установлены столики на четверых пассажиров. На мой взгляд, такая компоновка более уютная и удобная для приема пищи, чем шестиместная рассадка.

Раздел 5. Общие впечатления.

Мне довелось дважды сходить на этом теплоходе в короткие круизы - в 2019 и 2022. Теплоход работает от самарского оператора "Спутник-Гермес" и является флагманом их пассажирского флота. Как и положено по 301 проекту - все каюты теплохода с удобствами, каюты на шлюпочной палубе оснащены душевыми кабинами.

Отрадно, что оператор не останавливается и продолжает проводить реновацию и обновления интерьера кают и общественных помещений. В частности, каюты класса "люкс" на шлюпочной палубе получились весьма просторными и уютными и не уступает по уровню комфорта каютам такого же класса у теплоходов ведущих операторов. За счет увеличения площади кают, их общее количество снизилось с 317 пассажиров, согласно изначальной проектной документации, до 270 мест по фактической загрузке. ПРиятный факт в том, что при уменьшении числа пассажиров, оператор удерживает стоимость кают в бюджетном диапазоне.

Теплоход рассчитан на пассажиров всех возрастов, но мне показалось, что акцент все-таки сделан в сторону семей, путешествующих с детьми. При отсутствии проектной детской комнаты под работу аниматоров отведено бывшее помещение кофейни в носу средней палубы. С одной стороны, это позволяет сделать помещение для детского досуга просторным и функциональным.

Но с другой стороны, на теплоходе остался лишь один полноформатный бар - панорамный бар в носу шлюпочной палубы. Помещение в корме шлюпочной палубы "Бар "Нева" работает в течение дня как верхний зал ресторана и, собственно, в качестве бара открывается лишь с 20:00. Общественное помещение на солнечной палубе полностью отведено под конференц-зал и открывается лишь на время проведения запланированных там мероприятий. Бара в нем нет.

На теплоходе отсутствуют каюты с балконами, что делает полностью доступными для прогулки среднюю и шлюпочные палубы. Приятно удивило, что в 2022 году для доступа туристов открыт весь периметр шлюпочной палубы, включая зону машинного отделения. Надо признать, что по ней прогуливаться удобнее, чем по средней, за счет отсутствия сужений в кормовой части корпуса вокруг ресторана.