речные теплоходы

проект 305 - Сергей образцов

проект 305 - сергей образцов


Раздел 1. Общая информация.

Проект теплохода 305, тип «Дунай», типовые размеры: 77,91 м в длину на 15,2 м в ширину.

Год выпуска – 1961, девятое судно серии. Верфь - Obudai Hajogyar, Венгрия. Формула класса М2,0.

После постройки теплоход получил название «Вилюй» — самому длинному притоку Лены, протекающей в Якутии и Красноярском крае — и поступил в Камское речное пароходство, где зимовал и обслуживался на судоремонтном заводе в Чистополе.

В апреле 1969 года теплоход «Вилюй» был переименован в «Н. Г. Славянов» — в честь инженера Николая Гавриловича Славянова (1854-1897). Затем до осени 1987 года теплоход работал от совета по туризму Пермской области и выполнял 18-дневные туристические рейсы по маршрутам Пермь — Астрахань — Пермь, Пермь — Ростов-на-Дону — Пермь и Пермь — Астрахань — Казань — Пермь.

После окончания навигации 1987 года теплоход «Н. Г. Славянов» был передан в Московское речное пароходство, и с 1988 года судно выполняло рейсы из Москвы. С 1994 по 2006 годы теплоход работал под управлением ОАО «Пассажирский порт» — дочерней компании Московского речного пароходства, а круизы на нем продавались через «Столичную судоходную компанию». В 2007-2008 годах «Н. Г. Славянов» в работу не выходил и использовался в качестве плавучего общежития для работников Московского судостроительного завода. С 2009 года и по 2021 год теплоход выполнял круизы от компании «Мостурфлот» (дочерняя структура Московского речного пароходства). В 2010 году теплоход совершил экспериментальный рейс Москва — Великий Новгород — Москва, с проходом через Онежское и Ладожское озера, а также реке Волхов.

В мае 2012 года теплоход «Н. Г. Славянов» был переименован в «Сергей Образцов». В 2018 году на теплоходе прошла масштабная реновация - все пассажирские каюты теплохода были оборудованы индивидуальным санузлом (душ, туалет, умывальник).

Общее количество кают – 55, в том числе:

Полулюкс двухместный = 6 кают
Люкс двухместный = 4 каюты
Категория 1 – одноместная = 2 каюты
Категория 1Б – двухместная (либо трехместная двуярусная) = 19 кают
Категория 2А – двух-, трех-, четырехместная двуярусная (главная палуба) = 14 кают
Категория 2Б – трех-, четырехместная (двуярусная на нижней палубе) = 10 кают
Все каюты комфортабельные, во всех каютах: шкаф для одежды, радио, кондиционер, фен, холодильник (кроме кают на нижней палубе), душ, санузел, обзорное окно (иллюминатор), телевизор, электророзетка.
Пассажировместимость – 159 человек.

Класс теплохода - винтаж 

Имя теплохода. 

Сергей Владимирович Образцов – выдающийся театральный деятель, актер и режиссер, основатель и первый руководитель Театра кукол. Родился 5 июля 1901 года, в 1918 поступил в Высшие художественно-театральные мастерские, с 1922 года – актер МХАТа-2, с середины 30-х становится известен, как артист эстрады, создатель пародийного жанра «романс с куклами». В 1931 году Сергей Владимирович создал уникальный театр кукол и более 60 лет был его бессменным руководителем.

На протяжении лет, театр развился в отдельный самостоятельный жанр театрального искусства. Образцов разработал теорию и методику работы с куклами, создал новую систему изготовления кукол-артистов, вырастил и воспитал несколько поколений блистательных актеров, режиссеров, сценографов, художников и драматургов театров кукол, работающих ныне в сотнях кукольных театрах по всему миру.

Согласно убеждению Образцова, актер-кукловод в спектакле является не подсобной фигурой, заставляющей куклу двигаться, но истинный творец сценического образа, процесс создания которого подчиняется тем же принципам и законам, что и актер театра драматического.

Сергей Владимирович был убежден в том, что искусство – самый великий дипломат, способный сблизить интересы самых разных народов, разделенных тысячами километров, и вся его жизнь подтверждала эту истину.  

Раздел 2. Общественные помещения.

Нижняя палуба. Для пассажиров доступна только носовая часть судна. Здесь расположены несколько четырехместных двуярусных кают, в самой носовой части - компактный детский клуб, где проходят анимационные и развлекательные программы.

Главная палуба. Как и на нижней палубе жилой является только носовая часть палубы. По краям расположены каюты, а в центре - широкий вестибюль, приспособленный под конференц-зал. Здесь проходят собрания пассажиров, а также вечерние культурные программы, лекции и выступления артистов.

Центральная часть палубы занята каютами и помещениями администрации, а в корме расположен нижний салон ресторана, к которому прикреплены пассажиры нижней и главной палуб

Средняя палуба. Палуба полностью жилая с каютами категорий полулюкс, люкс, 1А. Здесь расположены и две одноместных каюты на теплоходе. В носовой части палубы имеется читальный салон, который также работает и как кинозал, по расписанию здесь проводятся мастер-классы и различные игровые встречи с пассажирами. В корме палубы расположен верхний салон ресторана. Единственный бар теплохода работает внутри ресторана на средней палубе с раннего утра до позднего вечера.

Широкая прогулочная зона средней палубы доступна по всему своему периметру, делая прогулки по борту весьма комфортными. По этому параметру палуба 305-го проекта выигрывает четырехпалубных 301-го проекта.

Отдельно стоит указать, что все каюты теплохода имеют помимо номера и свои уникальные названия, посвященные кукольным пьесам и героям спектакле театра Образцова.

Здесь на корме прогулочной зоны располагается и зона для курения.

Солнечная палуба. Открытое пространство разделяется надстройкой второго света коридора средней палубы, оснащена противоскользящим покрытием, креслами и шезлонгами, а также силовыми тренажерами. Опять же, из-за конструктивной особенности теплохода, дымовая труба расположена в центральной части солнечной палубы, отчего кормовая терраса полностью открыта для осмотра видов, открывающихся за кормой теплохода.

Предвосхищая вопрос по поводу задымления солнечной палубы выхлопными газами, скажу, что такой эффект возможен, но является скорее исключением, зависящим от сочетания ветра и курса теплохода. По крайней мере, путешествуя 10 дней в мае-июне 2022 года на теплоходе 305-го проекта, мне ни разу не пришлось спуститься с солнечной палубы из-за некомфортного нахождения из-за дыма.

Подводя общий итог по общественным помещениям, на борту теплохода для туристов доступны:

  • ресторан «Овация» на нижней палубе;
  • ресторан/бар «Горького,32» на средней палубе
  • музыкальный салон «Петрушка»
  • медицинский пункт
  • детский клуб
  • сувенирный киоск

Для внутренних расчетов в баре или за оказание платных услуг на борту теплохода пассажирам выдается карта гостя, закрытие которой происходит в завершающий день круиза на стойке регистрации. Так как статус теплохода соответствует классу «Теплоход-пансионат», при посадке пассажирам также вручаются талоны на травяные чаи и кислородные коктейли.

Зона с сувенирами расположена в носовом холле главной палубы у стойки регистрации. Здесь же выполнена и стилизованная выставка кукол и декораций кукольного театра Образцова, которая постоянно обновляется. 

Раздел 3. Каюты.

В полулюксе в длительных круизах обновление душевых принадлежностей, туалетной бумаги и бутилированной воды предусмотрено раз в два дня, а также в середине круиза и смена постельного белья.

Услуги за дополнительную плату: бар, прачечная, сейф у администратора, ROOM-сервис (обслуживание в каюте), продажа сувениров, услуги офиса, заказ такси. На борту теплохода в каютах Люкс и Полулюкс, общественных зонах (бар-ресторан на корме средней палубы) предоставляется бесплатный доступ к сети интернет через беспроводное подключение wi-fi.

Двух-четырехместная двуярусная каюта. Категория 2Б. Каюта со всеми удобствами (умывальник, душ, туалет), расположенная на нижней палубе. В каюте две кровати на нижнем ярусе, два дополнительных спальных места на откидных верхних полках, кондиционер, телевизор, внутрисудовая телефонная связь, фен иллюминаторы. Всего 10 кают. Холодильник в каюте не предусмотрен.

Двух-четырехместная двуярусная каюта. Категория 2А. В каюте санблок (умывальник, душ, туалет), расположена на главной палубе. В каюте две кровати на нижнем ярусе, два дополнительных спальных места на откидных верхних полках, холодильник, кондиционер, телевизор, внутрисудовая телефонная связь, фен, обзорное окно. Всего 14 кают.

Двух-трехместная одноярусная каюта. Категория 1Б. В каюте санблок (умывальник, душ, туалет), расположена на средней палубе. В каюте две кровати на нижнем ярусе, одна откидная полка для третьего пассажира, холодильник, кондиционер, телевизор, внутрисудовая телефонная связь, фен, обзорное окно. Всего 19 кают.

Одноместная одноярусная каюта. Категория 1. В каюте санблок (умывальник, душ, туалет), расположена на средней палубе. В каюте кровать, холодильник, кондиционер, телевизор, внутрисудовая телефонная связь, фен, обзорное окно. Всего 2 каюты.

Люкс. Двухместная каюта повышенной комфортности. В каюте санблок (умывальник, душ, туалет), расположена на средней палубе. В каюте одна двуспальная или, по желанию клиента, две односпальных кровати, холодильник, кондиционер, телевизор, внутрисудовая телефонная связь, фен, обзорное окно. Всего 4 каюты.

Полулюкс. Двухместная каюта повышенной комфортности и увеличенной площади. В каюте санблок (умывальник, туалет, душевая кабина), расположена на средней палубе. В каюте одна двуспальная, диван, холодильник, кондиционер, телевизор, внутрисудовая телефонная связь, фен, два обзорных окна. Всего 6 кают.  

Раздел 4. Рестораны.

Питание организовано в одну смену в двух ресторанах. Завтрак, обед и ужин – заказная система, начиная со второго дня круиза с фиксированной рассадкой туристов по столикам. Завтрак, обед: выборное меню из 2-х первых блюд, 3-х вторых блюд (одно из них вегетарианское) и одного из двух десертов, ужин: выборное меню из 2-х блюд и выбор одного из двух десертов, а также комплимент от бармена: бокал красного или белого вина, рюмка водки, бокал пива или сока — на Ваш выбор, детские стульчики в ресторане. Туристы закрепляются за столиком в момент регистрации при посадке на теплоход на время всего круиза.

К питанию претензий нет, кухня работает безукоризненно - и по меню, и по подаче блюд статус "ресторан" поддерживается полностью. Верхний ресторан рассчитан на пассажиров средней палубы, нижний для пассажиров нижней и главной палуб. В верхнем ресторане расположен бар, который работает и во время проведения завтрака, обеда и ужина.

Личное наблюдение позволяет сделать вывод, что, хотя верхний ресторан и больше по размерам, чем нижний, но и пассажиров на средней палубе едет значительно больше, чем на первых двух. По этой причине, шестиместные столики верхнего ресторана расположены максимально плотно друг к другу. Из-за этого при максимальной загрузке туристами, с некоторых мест из-за столиков выйти не представляется возможным без беспокойства других пассажиров. Профессиональные официанты умудряются как-то лавировать между стульями, но, для пассажиров есть определенные сложности. Правда, альтернативой тесноте стало бы питание в две смены, что не встретило бы, на мой взгляд, одобрения у туристов. Все-таки, односменное питание и практичнее, и быстрее и для отдыхающих, и для работников ресторана, да и для всей круизной команды вообще.  

Раздел 5. Общие впечатления.

На сегодняшний день я дважды ходил на 305-м проекте. Но впервые это было еще в 1991 году, и был это не круиз, а пассажирский рейс. Поэтому основываться буду только на ощущениях 2022 года, полученных во время круиза по маршруту «Московская кругосветка».

Да, теплоход возрастной. Но отсюда и все его плюсы. Во-первых, класс теплохода – винтаж. Родом из 60-х прошлого века, теплоход выполнен по классическим лекалам пассажирского судостроения того времени. И, соответственно, несет в себе специфический и не повторимый ретро-эффект старого теплохода. Сегодня, 305-й проект самый великовозрастный в России, более старшие теплоходы и пароходы уже давно списаны или утилизированы. Поэтому, если вам хочется окунуться в прошлое, тогда вам однозначно сюда. Тем более, в строю остается всего 9 из 47 теплоходов серии.

Во-вторых, теплоход прошел полную реновацию, результатом которой стало оснащение всех кают удобствами. Таким образом, по крайней мере «Сергей Образцов» на порядок комфортабельней некоторых более молодых трехпалубных теплоходов. Оснащение кают холодильниками (да, немного не повезло пассажирам нижней палубы, у них холодильники не предусмотрены), кондиционерами, а также водяной системой отопления (работающей!!!), делает размещение пассажиров максимально комфортным.
В-третьих, маршруты плавания подбираются под ходовые возможности 305-го проекта, а именно под его малую осадку. В итоге, на некоторых направлениях можно пробраться только на этих теплоходах. Да, на «Московскую кругосветку» запускают и «люксовые» трехпалубные теплоходы проекта Q-065, но их мало и стоят они «несколько» дороже. Вдобавок, проплыв по Оке, у меня создалось полное ощущение, что именно 305-й смотрится тут гармонично и естественно, а Q-065 будет великоват для здешних миниатюрных акваторий.

По итогам, ставлю 4 звездочки (пять оставляю, справедливости ради, на «люксовые» теплоходы) и рекомендую к круизному отдыху. 

*список "имен" кают:

№3 - "Снегуркина школа"
№4 - "Щелкунчик"
№5 - "Папа Карло"
№6 - "По щучьему веленью"
№7 - "Иван-Царевич"
№8 - "Тигрик Петрик"
№9 - "Терем-Теремок"
№10 - "Кот Василий"
№11 - "Посторонним в ..."
№13 - "Конек-горбунок"
№15 - "Черномор"
№17 - "Маугли"
№18 - "Царь-салтан"
№19 - "Кот в сапогах"
№20 - "Ёжкино лето"
№21 - "Мистер Твистер"
№22 - "Краса Ненаглядная"
№23 - "Щелкунчик"
№24 - "Синяя птица"
№25 - "Бармалей"
№26 - "Соловей-разбойник"
№27 - "Василиса Прекрасная"
№28 - "Принцесса Петютя"
№29 - "Ленинградка"
№31 - "Принцесса Будур"
№33 - "Снеговик"
№35 - "Клоун Жорж"
№37 - "Журден"
№38 - "Золушка"
№40 - "Аленький цветочек"
№51 - "Алеша Попович"
№52 - "Каштанка"

№53 - "Царевна Лягушка"
№54 - "Гулливер"
№55 - "Братец Кролик"
№57 - "Сундук сказок"
№58 - "Илья Муромец"
№60 - "Веселые медвежата"
№61 - "Маугли"
№62 - "Винни пух"
№70 - "Доктор Гаспар"
№71 - "Царевна лебедь"
№74 - "Три поросенка"
№75 - "Робинзон Крузо"
№76 - "Мальчиш кибальчиш"
№77 - "Аладдин"
№78 - "Дюймовочка"
№79 - "Добрыня Никитич"
№80 - "Учитель танцев"
№81 - "Хитрый ежик"