Или портовая метеослужба рассчитала всё правильно, или небеса услышали просьбы пассажиров «Мустая Карима», но ночью, улучив момент, наш лайнер зашел в порт Таганрога. Таким образом, изменение графика вылилось в отсутствие стоянки в Азове, а вся остальная экскурсионная программа была выполнена. Что же, будет повод еще раз побывать в Ростове-на-Дону и заскочить в Азов!
Как вчера и обещали, в первой половине дня нам предложили большую автобусную экскурсию по городу с посещением намеченных программой мест. На обед снова должны были привезти на теплоход, а после организованным трансфером развезти желающих в аэропорт и железнодорожный вокзал Ростова.
В этом месте я хочу сделать небольшое отступление, чтобы в который раз удивиться: в нашей жизни всё-таки есть отдельные моменты или череда событий, которые порой трудно объяснить логически. Но эти события магическим образом складываются и приводят к оптимальному итогу. Будто и в самом деле есть некая сила, которой уже всё известно наперед, которая подталкивает нас к одним действиям и всячески ограждает от совершения других.
Дело в том, что вплоть до сегодняшнего утра у меня не было обратных билетов. Когда полтора месяца назад я планировал этот круиз, способ добраться в Ростов был выбран сразу и однозначно – железнодорожный переезд. Был и поезд подходящий, и мест полно свободных. Билеты я взял тут же, и так получилось, что ехали мы из Саратова в купе вдвоем с Ириной. А вот на обратный путь поезд был только один, проходящий с Черного моря (там в эти дни заканчивался бархатный сезон) в сторону Урала или дальше. Двух свободных мест на нем не было не то что в одном купе, но даже в одном вагоне. В это время по стране разъезжались последние отдыхающие.
Взгляд пал на самолет, благо, и рейс был прямой в день окончания круиза. Ирина, еще ни разу на самолете не летавшая, практически смирилась с получением нового жизненного опыта, но моя рука почему-то никак не решалась оформить бронь. Закончился август, наступила середина сентября, а я всё никак не решался взять билеты на самолет, будто что-то удерживало меня. Так мы и дождались начала круиза – без обратных билетов.
В конце концов я принял решение купить билеты во время путешествия – современные возможности онлайн-сервисов запросто позволяли это сделать. Но, при всей простоте данного варианта, и ему не довелось сбыться: я не учел, что в открытом море с самим интернетом могут быть сложности.
И вот, утром 1 октября, стоя в порту Таганрога за шесть часов до высадки с теплохода, настал тот момент, когда решение принимать уже было пора. Я еще раз пробежался по железнодорожному расписанию, но увы… На тот самый единственный поезд, проходящий через Ростов в районе полуночи, который мог бы довезти нас до Саратова, мест не было. Выполз на портал авиабилетов и обалдел: места на самолет были, но цены на них подорожали почти в два раза по сравнению с тем, что было еще неделю назад, в начале круиза. Я перепроверил всё: вдруг ошибка какая вкралась? Но нет, всё правильно. Цена актуальная на день вылета. Подумал и… Почему-то снова не купил. Вот не жмет рука на кнопку – и всё тут, опять какие-то сомнения.
Принятие решения снова отложилось, теперь уже до обеда.
После завтрака отправились на экскурсию по Таганрогу. Ветер совсем не утих, но в городских кварталах был не таким порывистым, как на море. Можно было спокойно сосредоточиться на знакомстве с этим провинциальным южным городком.
А он оказался поистине исторической энциклопедией под открытым небом, за свою не такую уж многовековую историю повидавшим и пережившим событий на три жизни вперед. Чем дольше нас возили по улочкам и памятным местам, тем больше росла уверенность, что формата обзорной экскурсии непростительно мало для полноценного знакомства с таким городом. Появилось желание приехать сюда еще раз, чтобы глубже окунуться в колорит и прочувствовать атмосферу Таганрога.
Экскурсовод вдохновенно рассказывала чуть ли не о каждом доме по пути следования автобуса, получалось, что здесь только на одну улицу надо часа три, а для всей обзорной поездки этого катастрофически мало. Памятник Петру Первому, про историю которого можно написать целую книгу, церковь Николая Чудотворца с застрявшими ядрами английской эскадры, домик Антона Павловича Чехова, каменная лестница, спроектированная и построенная еще до знаменитой Потемкинской лестницы в Одессе – вот те крохи, которые нам удалось объехать, прежде чем автобусы вернулись в порт. Однозначно, надо будет приехать сюда еще раз.
Как-то раз, будучи на экскурсии в Эрмитаже, я услышал от гида, что им, экскурсоводам, дают такую программу, по которой на полноценное знакомство с музеем отводится не меньше недели. Сначала я посчитал это шуткой, но после четырехчасовой прогулки по дворцу и объективной оценки не осмотренных площадей я пришел к выводу, что мне и недели будет мало. Объем экспозиции колоссален, осмысливать и «переваривать» его нужно поэтапно, с большими перерывами, чтобы в последующем вспомнить увиденное и рассказать услышанное.
Так и с Таганрогом. На знакомство с городом нужно несколько дней, несмотря на его достаточно небольшие размеры. Мы успели побывать в более чем скромном домике, где жил Чехов, в гимназии, где он учился, даже посидели за его партой. Побывали также в одном из музеев города. Мне был чрезвычайно интересен дом, где провел свои последние часы император Александр I, но нам лишь указали на него из окна автобуса.
Очень не хотелось завершать экскурсию, но время неумолимо – строго в назначенное время нас вернули в порт. «Мустай Карим», отмывающийся от пылевой атаки и готовящийся к очередной партии пассажиров, любезно накормил нас вкусным обедом и предложил попрощаться. Эти семь дней пролетели на одном дыхании и стали подтверждением слов из песни, что невозможное – возможно. Путешествие, изначально существовавшее лишь в мечтах, путем череды, казалось бы, случайных событий стало реальностью. Этот странный и непохожий на все предыдущие пандемийный год сначала нарушил все планы, но затем каким-то непостижимым образом создал новые, и им суждено было сбыться. Получилось даже лучше.
Теперь осталось только добраться до дома.
Но перед тем, как перейти к описанию нашей дороги в Саратов, расскажу еще об одном событии. Уже в пути, на борту теплохода, спонтанно возникла мысль, которая также чудесным образом и усердными стараниями Ирины воплотилась в жизнь. Не иначе, само провидение было вместе с нами в эти сентябрьские дни. Забирая с собой из путешествия незабываемые впечатления и эмоции, неизменно хочется чем-то таким же делиться. Ощутив на себе весь комфорт, уют и заботу, которыми окружает пассажиров команда «Мустая Карима», мне захотелось что-то подарить от себя экипажу, вызвать улыбку и добрые эмоции. И это «что-то» сначала оформилось в идею, а затем и материализовалось в виде маленькой вязаной игрушки – котенка, которого Ирина нарекла Водоходиком. Взгляд у него получился уверенный и деловито-хозяйственный, я бы даже сказал, капитанский. Но так и должно быть на борту флагмана нашего речного флота – красавца «Мустая Карима».
Перед нашей высадкой Водоходик был вручен директору круиза с пожеланиями удачи, новых интересных маршрутов и адекватных и благодарных туристов. Надеюсь, этот сюрприз был действительно для него приятен. И подозреваю, что мы тем самым запустили новую традицию –дарить сувенир понравившемуся теплоходу. А почему бы и нет? Могу предположить, что явление такое если и есть, то массовый характер не носит, а мы, по мере своих сил и возможностей, будем его развивать.
С теплотой в сердцах и грустинкой в глазах ближе к двум часам дня пассажиры выгрузились со всем своим багажом с борта теплохода и стали рассаживаться по автобусам, одна часть которых направлялась в аэропорт, а другая – на железнодорожный вокзал. Мы погрузились в тот, что ехал в аэропорт, а наш предполагаемый самолет улетал через пять часов.
Покружившись еще немного по Таганрогу, автобусы вырвались на шоссе. На трассе пылевая буря вернулась в реальность, причем проявилась с новой силой. Ветер нес облака песка и грязи практически параллельно земле, видимость не превышала трех-четырех сотен метров, мгла грязно-желтого цвета поглощала всю перспективу.
Где-то посередине дороги меня поразило одно опасение. В тот момент, кажется, от осознания ситуации я покрылся потом. Затем в телефоне, сначала в разделе ростовских новостей (все они были посвящены налетевшей непогоде), а затем и на портале аэропорта я увидел, что вылет текущих авиарейсов переносится уже несколько часов. Вот и не верь после этого в интуицию! Но как мозг мог предвидеть такое развитие событий, каким образом он знал про пылевую бурю и не позволил купить билеты на самолет? Это непостижимо.
Так или иначе, автобус привез нас в переполненный аэропорт. Табло показывало, что и задерживаются прибывающие рейсы, и откладываются вылетающие. Внутри зала царили суета и хаос. К кассам было не пробиться.
Через полчаса стало понятно, что «ловить» тут больше нечего. Вылетающие рейсы вплоть до ночных были задержаны, так что идея с перелетом отпала. Мы уточнили, как можно добраться до Ростова, и решили ехать в город, переночевать в гостинице, а завтра определиться с дорогой домой, пусть даже с пересадками.
Выбрав самый подходящий автобус, который мог довезти нас до железнодорожного вокзала, заняли места и выдвинулись в город. Ирина стала бронировать номер в том же отеле, где мы ночевали неделю назад, прибыв в Ростов, а я снова решил попытать счастья и зайти в Яндекс.Путешествия – посмотреть билеты. Зашел и… Не поверил своим глазам.
Случилось второе событие из области невозможных. В сегодняшнем полуночном поезде освободилось целое купе. Видимо, какая-то группа пассажиров отказалась от поездки. Этот шанс никак нельзя было упустить.
Спасибо еще раз тому доброму человеку, кто придумал покупки онлайн. Через пару минут у нас уже были два билета до Саратова. Ирина убедилась, что они у нас есть, и начала отменять только что оформленную в отеле бронь. Я уже был согласен и на штрафные санкции, однако гостиничный сервис пошел нам навстречу и снял бронь без какой-либо пени.
Дальнейший план сложился сам собой. В течение пары часов мы добрались до вокзала, сгрузили тяжеленный багаж в камеры хранения и отправились искать уютное место, чтобы поужинать. С выбором кафе мы решили не мучиться, а полностью доверились судьбе. Благо, она доказала, что полагаться на нее можно. Мы ввели в Яндексе «Где поесть?» в разумном радиусе от нашего местоположения и выбрали ресторан по фотографии, что нам больше всего понравилась. Туда и направились, снова на автобусе.
Ресторан, расположенный в полуподвале одного из жилых домов в историческом квартале Ростова, встретил нас приглушенным светом, негромкой спокойной музыкой и отменной едой. Ближайшее будущее было полностью определено, поэтому теперь можно было и расслабиться. Ресторан способствовал этому процессу как нельзя лучше, просидели мы в нем до самого закрытия.
Обратно на вокзал решили отправиться пешком. Пыль, кружащаяся вихрями над ростовскими улицами, надоедать стала меньше, но всё равно время от времени скрежетала на зубах. Пришлось нацепить маски, которые теперь всегда с собой.
Ближе к часу ночи, строго по расписанию, наш поезд дрогнул, скрипнул и, недовольно поскрежетав, покатил нас домой, постепенно набирая скорость. В порту Таганрога отмывался от пыли красавец «Мустай Карим», а где-то внутри него у окошка стоял наш Водоходик…
Ну, что же, до скорой встречи!