речные теплоходы

проект 305

Двухпалубные круизные теплоходы проекта 305 (тип "Дунай") строились в Венгрии по заказу СССР с 1959 по 1964 годы, всего было построено 47 таких теплоходов. Теплоходы серии первоначально получали названия в честь рек.

До 90-х годов теплоходы эти работяги исправно работали на линиях практически в изначальном виде. Позднее часть судов была выведена из работы и в последствии списана, но  многие теплоходы прошли кардинальную модернизацию и перестройку с учетом современных требований комфорта: была снижена пассажировместимость, каюты оборудованы санузлами, телевизорами и кондиционерами, а также благоустроены общественные помещения.

Характеристики судна проекта 305 по первоначальному проекту, без учета изменений после модернизации, следующие: длина 77,91 метра, ширина 15,2 метра, высота 12,25 метра, полное водоизмещение 720 тонн, а скорость теплохода составляет 20 км/час.

Первоначально, теплоходы проекта 305 были рассчитаны на размещение 311 пассажиров, для которых на борту были двухместные, четырехместные и шестиместные каюты. Экипаж теплохода составлял 55 человек. После модернизации пассажировместимость судов снизилась и составляет от 80 до 180 человек. 

Представитель проекта 305, теплоход "Василий Чапаев", вошел в историю с рекордными достижениями:

2005 год – "Василий Чапаев" стал первым в истории теплоходом, совершившим круиз по маршруту "Москва - Пермь - Уфа - Москва".
2009 год – стал первым туристическим теплоходом, совершившим заход на реку Сура (приток Волги).
2011 год – был совершен круиз-экспедиция "Притоки", в ходе которого теплоход зашел на реки Сура, Ветлуга и Вятка.
2013 год – "Василий Чапаев" стал теплоходом, впервые за 40 лет совершившим круиз по реке Вятка, а в 2016 году стал первым двухпалубным круизным теплоходом, который впервые за 40 лет зашел в город Киров.

Сегодня на маршрутах осталось совсем мало бортов проекта 305. Внизу список тех, с кем работаю по агентским договорам. Возможно, это и есть все, кто остался в работе:

проект 305

характерные теплоходы, сохранившие классический дизайн середины прошлого века, модернизированные под современные требования комфорта и безопасности

класс теплоходов - винтаж

алдан

Год постройки - 1960
Первое название - "Алдан"
Текущее название - с 1960 года
Пассажировместимость - 176 человек

александр свешников

Год постройки - 1961
Первое название - "Волхов"
Текущее название - с 1982
Пассажировместимость - 148 человек

александр свирский

Год постройки - 1963
Первое название - "Сура"
Текущее название - с 2011 года
Пассажировместимость - 184 человека

башкортостан

Год постройки - 1962
Первое название - "Даугава"
Текущее название - с 1993 года
Пассажировместимость - 106 человек

Борис Полевой
Год постройки - 1961
Первое название - "Десна"
Текущее название - с 1982 года
Пассажировместимость - 130 человек
Бородино

Год постройки - 1961
Первое название - "Березина"
Текущее название - с 1999 года
Пассажировместимость - 86 человек

василий чапаев

Год постройки - 1964
Первое название - "Василий Чапаев"
Текущее название - с 1964 года
Пассажировместимость - 162 человек

григорий пирогов
Год постройки - 1961
Первое название - "Буг"
Текущее название - с 1964 года
Пассажировместимость - 179 человек
сергей образцов

Год постройки - 1961

Первое название - "Вилюй" (до 1986)

Пассажировместимость - 139 человек

Личный рейтинг - ****

*Полный список выпускавшихся теплоходов проекта 305:

«Адмирал Кузнецов» (1962) — изначально «Индигирка»;
«Алдан» (1960);
«Александр Блок» (1959) — изначально «Дунай»;
«Александр Свешников» (1961) — изначально «Волхов»;
«Александр Свирский» (1963) — изначально «Сура», затем «Профессор Звонков»;
«Анна Ахматова» (1959) — изначально «Днепр», затем «Михаил Назаров», затем «Дон», затем «Владимир Мономах»; списан после пожара в 2012;
«Башкортостан» (1962) — изначально «Даугава», затем «Алексей Киселев»;
«Борис Полевой» (1961) — изначально «Десна»;
«Борис Чирков» (1963) — изначально «Истра»;
«Бородино» (1961) — изначально «Березина», затем «Мотовилихинский рабочий»;
«Бригантина» (1964) — изначально «Марина Раскова»;
«Василий Чапаев» (1964);
«Видин» (1961) — изначально «Белая», затем «Л. В. Собинов»;
«Виктор Гашков» (1964) — изначально «Мария Ульянова»;
«Виктор Хользунов» (1959) — изначально «Ахтуба»;
«Вишера» (1961);
«В. М. Зайцев» (1960) — изначально «Ангара»;
«Габдулла Тукай» (1962) — изначально «Чулым»;
«Герой Александр Головачев» (1960) — изначально «Аргунь»;
«Герой А. Сутырин» (1961) — изначально «Вычегда»;
«Герой Ю. Гагарин» (1960) — изначально «Днестр»;
«Григорий Пирогов» (1961) — изначально «Буг»;
«Казань» (1960) — изначально «Аму-Дарья», затем «Николай Островский»;
«Колхида» (1963) — изначально «Днестр», затем «Павел Юдин»;
«Комдив Гай» (1963) — изначально «Терек»;
«Ласточка-2» (1962) — изначально «Свияга»; затем «Александр Шемагин»;
«М. В. Ломоносов» (1962) — изначально «Олекма»;
«Михаил Чеботарев» (1960) — изначально «Аракс»; утилизировано после пожара в Калининграде в 2003;
«Мулланур Вахитов» (1960) — изначально «Анадырь»;
«Муса Гареев» (1961) — изначально «Баргузин»;
«Николай Зеров» (1960) — изначально «Арагва»;
«Нерей» (1963) — изначально «Кубань», затем «Александр Пирогов», затем «Федор Ушаков»;
«Николай Масленников» (1963) — изначально «Урал»;
«Павел Миронов» (1962) — изначально «Висла»;
«Паллада» (1962) — изначально «Зея», затем «Капитан Пирожков», затем «Град Китеж»;
«Парис» (1964) — изначально «Патрис Лумумба»;
«Ремикс» (1964) — изначально «Михаил Калинин»;
«Рихард Зорге» (1963) — изначально «Сунгари»;
«Салават Юлаев» (1963) — изначально «Ветлуга»;
«Сергей Даньщин» (1961) — изначально «Бурея»;
«Сергей Образцов» (1961) — изначально «Вилюй», затем «Н. Г. Славянов»;
«Федор Абрамов» (1962) — изначально «Неман»;
«Федор Кибальник» (1962) — изначально «Енисей»;
«Эрмитаж» (1963) — изначально «Сухона», затем «Степан Здоровцев»;
«Юрий Завадский» (1963) — изначально «Сыр-Дарья»;
Hansa (1962) — изначально «Пинега»;
Europa (1959) — изначально «Дон», затем «Виталий Закруткин». 

* источник - портал cruiseinform.

проект 305

алдан

На борту теплохода:

- бар / музыкальный салон,
- 2 ресторана,
- детская комната,
- гладильная комната,
- медицинский пункт,
- открытый солярий.

К вашим услугам: 2-х, 3-х и 4-х местные каюты с удобствами, каюты категории «Полулюкс» и «Люкс» с удобствами.

В некоторых предусмотрены кондиционеры.

проект 305

александр свешников

На борту теплохода:

- бар / музыкальный салон,
- 2 ресторана,
- детская комната,
- гладильная комната,
- медицинский пункт,
- открытый солярий.

К вашим услугам: 2-х, 3-х и 4-х местные каюты с удобствам, каюты категории «Полулюкс» и «Люкс» с удобствами.

проект 305

александр свирский

Двухпалубный теплоход «Александр Свирский» получил свое название в честь преподобного святого, 7 лет прожившего в качестве послушника в пещере на Валааме.

Уютное и комфортабельное судно рассчитано на 186 пассажиров и отличается обновленным оформлением кают, интерьеров и общественных зон. Путешественникам предлагается разместиться в одно-, двух, трех- или четырехместных каютах.

Также на теплоходе есть бар, музыкальный салон и солярий

проект 305

башкортостан

Гостям предлагается размещение в 2- и 3-местных каютах с одним или двумя ярусами, оснащенные всем необходимым, или недорогие каюты на 1-4 человека без удобств, но с умывальником. Отдельное внимание уделено уютной и домашней атмосфере, царящей на борту.

Питание организовано в одну смену сразу в двух ресторанах на основе заказной системе. Гости могут сами выбирать блюда. Изюминка каждого рейса в том, что гостей приглашают на чаепитие вечером с подачей башкирского меда. Присутствуют блюда национальной башкирской кухни и в меню.

проект 305

БОРОДИНО

На теплоходе имеются каюты категории "Люкс", "ПЛ", 1-, 2-, 3-, 4-местные каюты. Все каюты комфортабельные, оснащены индивидуальным санблоком (душ, туалет, умывальник), электророзеткой 220В.

Холодильник и кондиционер во всех категориях кают кроме категории "Б" и "В"

В каютах категории "2Б" только холодильник.

На борту:детский салон, музыкальный салон, ресторан "Ока" (средняя палуба), ресторан "Волга" (главная палуба) есть детские стулья,медицинский пункт, гладильная комната, открытый солярий, кулеры с питьевой водой, сауна

проект 305

василий чапаев

На теплоходе представлен широкий спектр кают: каюты класса "люкс", каюты с частичными удобствами и со всеми удобствами (душ, туалет, умывальник). Каждая каюта на теплоходе оборудована холодильником, телевизором с приемом спутниковых каналов, кондиционером и телефоном внутренней связи.

На борту теплохода работает профессиональная арт-группа, которая сделает ваш отдых ярким и запоминающимся. Вашему вниманию предлагаются концерты, развлекательные программы, мастер-классы, детская анимация, тематические вечеринки и дискотеки. Во время стоянок для туристов проводятся познавательные экскурсии.

проект 305

григорий пирогов

Двухпалубный теплоход "Григорий Пирогов", оснащен современной навигационной техникой. Пассажировместимость 179 человек.


Для размещения туристов предусмотрены 1, 2-х и 4-х местные каюты, расположенные на средней, главной и нижней палубах.


Все каюты оснащены санблоками, кондиционерами, холодильниками, радиоточками и розетками 220 V.

проект 305

сергей образцов

Теплоходам проекта 305 сложнее всего следовать современным требованиям к уровню комфорта. Изначально создаваемые, как грузопассажирские теплоходы, они не предназначались для работы на круизных направлениях.

Тем не менее,чтобы не растерять туристов, операторам приходится модернизировать и совершенствовать оснащение и механизмы для соответствия требованиям по безопасности и сервису.

Я бывал на проекте 305 в далеком 1991 году, это  как раз был переходный вариант между грузопассажирским и пассажирским вариантом. 

В 2022 году я решил проверить уже круизный вариант.

обзор теплохода

Маршрутом "Московская кругосветка" я решил убить двух зайцев - пройти давно желанным маршрутом именно на винтажном теплоходе проекта 305. Выбор пал на судно из флотилии оператора "Мостурфлот" - "СЕргей Образцов".

Обо всем по порядку. 

Все каюты оборудованы санблоком, в котором размещен душ и туалет. Душ представляет собой лейку, совмещенную с умывальником. Санузлы полулюксов оснащены душевой кабиной. Я плыл в каюте категории "люкс" №3 - наличие душевой кабины подтверждаю.

Все каюты оснащены мини-холодильниками, кондиционерами и ТВ со спутниковыми и внутрисудовыми каналами. Также в каютах есть фены. Все кровати в каютах раздельные, двухспальные только в каютах класса «Люкс» и «Полулюкс».

выборное меню из 2-х блюд и выбор одного из двух десертов, а также комплимент от бармена: бокал красного или белого вина, рюмка водки, бокал пива или сока — на Ваш выбор, детские стульчики в ресторане.

Бар на теплоходе имеется, но совмещен с рестораном на средней палубе, музей кукол театра Образцова, фотовыставка работ Сергея Образцова, детский игровой клуб «Храбрые тигры», читальный и музыкальный салон (по расписанию работает как кинозал), медпункт, гладильная комната, музыкальные и развлекательные программы, телевизоры в баре и салоне, открытые бортовые веранды, прокат спортинвентаря, спортивные тренажеры, утренняя разминка на воздухе, ежедневная уборка каюты, туалетные принадлежности. 

В полулюксе в длительных круизах обновление душевых принадлежностей, туалетной бумаги и бутилированной воды предусмотрено раз в два дня, а также в середине круиза и смена постельного белья.

Услуги за дополнительную плату: бар, прачечная, сейф у администратора, ROOM-сервис (обслуживание в каюте), продажа сувениров, услуги офиса, заказ такси. На борту теплохода в каютах Люкс и Полулюкс, общественных зонах (бар-ресторан на корме средней палубы) предоставляется бесплатный доступ к сети интернет через беспроводное подключение wi-fi.

На главной палубе каюты расположены только в носовой части теплохода, центральная часть палубы отведена под административные и технические помещения. Также в середине прохода главной палубы есть кулер с горячей и холодной питьевой водой, доступный круглосуточно.

Конференц-зал на теплоходе конструктивно отсутствует из-за чего все массовые развлекательные мероприятия проводятся в холле главной палубы, адаптированному под импровизированный партер. Здесь проводится встреча знакомства пассажиров с командой круиза в начале путешествия и приветственный коктейль.

Специфической "фишкой" данного теплохода можно считать тот факт, что каждая каюта, помимо номера, именована в честь того или иного персонажа или произведения*.

Солнечная палуба оборудована антискользящим покрытием, оснащена шезлонгами и стульями, позволяющими комфортно проводить время на открытом воздухе. Конструктивно, солярий расположен сразу после дымовой трубы теплохода, однако, выхлопной газ не станет помехой пребывания на солнечной палубе, а вот специфический шум работы дизельного двигателя присутствовать будет. 

Каюты с балконами на данном типе теплохода отсутствуют и вся единственная на теплоходе доступная для променада средняя палуба находится в распоряжении пассажиров. Благодаря широким проходам отдыхающие в креслах туристы не будут мешать гуляющей публике.

Место для курения отведено на корме средней палубы. Здесь же по вечерам проводится дискотека и организуется импровизированный танцпол. 

Пассажирская часть теплохода прошла глубокую модернизацию, из-за комфортабельность кают повысилась, а количество пассажиров уменьшилось. Все это создает эффект камерности теплохода, где гости всегда могут найти место времяпрепровождения. 

К проблемным местам в сезоне 2022 года можно отнести работу судового диктора. Путевая информация подается достаточно скучно и неинтересно. Но, опять же, это дело наживное и в будущем эта ситуация может исправиться в лучшую сторону.

Работает теплоход преимущественно на Оке, отправляясь в короткие до 7 дней круизы с Южного речного вокзала г. Москвы, совершая несколько интереснейших по своей контрастности и экскурсионной программе односторонних круизов по маршруту "Московской кругосветки" и Южного речного вокзала к северному и обратно. А так как на Оке большие теплоходы не используются из-за особенности фарватера, то теплоходы проекта 305 остаются единственными подходящими для этой реки круизными теплоходами. И "Сергея Образцова", в качестве круизного теплохода по Оке, всячески рекомендую.

*список "имен" кают:

№3 - "Снегуркина школа"
№4 - "Щелкунчик"
№5 - "Папа Карло"
№6 - "По щучьему веленью"
№7 - "Иван-Царевич"
№8 - "Тигрик Петрик"
№9 - "Терем-Теремок"
№10 - "Кот Василий"
№11 - "Посторонним в ..."
№13 - "Конек-горбунок"
№15 - "Черномор"
№17 - "Маугли"
№18 - "Царь-салтан"
№19 - "Кот в сапогах"
№20 - "Ёжкино лето"
№21 - "Мистер Твистер"
№22 - "Краса Ненаглядная"
№23 - "Щелкунчик"
№24 - "Синяя птица"
№25 - "Бармалей"
№26 - "Соловей-разбойник"
№27 - "Василиса Прекрасная"
№28 - "Принцесса Петютя"
№29 - "Ленинградка"
№31 - "Принцесса Будур"
№33 - "Снеговик"
№35 - "Клоун Жорж"
№37 - "Журден"
№38 - "Золушка"
№40 - "Аленький цветочек"
№51 - "Алеша Попович"
№52 - "Каштанка"

  • №53 - "Царевна Лягушка"
  • №54 - "Гулливер"
  • №55 - "Братец Кролик"
  • №57 - "Сундук сказок"
  • №58 - "Илья Муромец"
  • №60 - "Веселые медвежата"
  • №61 - "Маугли"
  • №62 - "Винни пух"
  • №70 - "Доктор Гаспар"
  • №71 - "Царевна лебедь"
  • №74 - "Три поросенка"
  • №75 - "Робинзон Крузо"
  • №76 - "Мальчиш кибальчиш"
  • №77 - "Аладдин"
  • №78 - "Дюймовочка"
  • №79 - "Добрыня Никитич"
  • №80 - "Учитель танцев"
  • №81 - "Хитрый ежик"

История теплохода

Теплоход был построен в 1961 году на судоверфи Obuda Hajogyar Budapest (Венгрия, Будапешт) по проекту 305 — серии речных судов, строившихся в Венгрии по заказу Минречфлота РСФСР с 1959 по 1964 годы.

После постройки теплоход получил название «Вилюй» — самому длинному притоку Лены, протекающей в Якутии и Красноярском крае — и поступил в Камское речное пароходство, где зимовал и обслуживался на судоремонтном заводе в Чистополе.

В апреле 1969 года теплоход «Вилюй» был переименован в «Н. Г. Славянов» — в честь инженера Николая Гавриловича Славянова (1854-1897). Затем до осени 1987 года теплоход работал от совета по туризму Пермской области и выполнял 18-дневные туристические рейсы по маршрутам Пермь — Астрахань — Пермь, Пермь — Ростов-на-Дону — Пермь и Пермь — Астрахань — Казань — Пермь.

После окончания навигации 1987 года теплоход «Н. Г. Славянов» был передан в Московское речное пароходство, и с 1988 года судно выполняло рейсы из Москвы.

С 1994 по 2006 годы теплоход работал под управлением ОАО «Пассажирский порт» — дочерней компании Московского речного пароходства, а круизы на нем продавались через «Столичную судоходную компанию». В 2007-2008 годах «Н. Г. Славянов» в работу не выходил и использовался в качестве плавучего общежития для работников Московского судостроительного завода. С 2009 года и по 2021 год теплоход выполнял круизы от компании «Мостурфлот» (дочерняя структура Московского речного пароходства). В 2010 году теплоход совершил экспериментальный рейс Москва — Великий Новгород — Москва, с проходом через Онежское и Ладожское озера, а также реке Волхов.

В мае 2012 года теплоход «Н. Г. Славянов» был переименован в «Сергей Образцов». В 2018 году на теплоходе прошла масштабная реновация - все пассажирские каюты теплохода были оборудованы индивидуальным санузлом (душ, туалет, умывальник).