алдан
Год постройки - 1960
Первое название - "Алдан"
Текущее название - с 1960 года
Пассажировместимость - 176 человек
Двухпалубные круизные теплоходы проекта 305 (тип "Дунай") строились в Венгрии по заказу СССР с 1959 по 1964 годы, всего было построено 47 таких теплоходов. Теплоходы серии первоначально получали названия в честь рек.
До 90-х годов теплоходы эти работяги исправно работали на линиях практически в изначальном виде. Позднее часть судов была выведена из работы и в последствии списана, но многие теплоходы прошли кардинальную модернизацию и перестройку с учетом современных требований комфорта: была снижена пассажировместимость, каюты оборудованы санузлами, телевизорами и кондиционерами, а также благоустроены общественные помещения.
Характеристики судна проекта 305 по первоначальному проекту, без учета изменений после модернизации, следующие: длина 77,91 метра, ширина 15,2 метра, высота 12,25 метра, полное водоизмещение 720 тонн, а скорость теплохода составляет 20 км/час.
Первоначально, теплоходы проекта 305 были рассчитаны на размещение 311 пассажиров, для которых на борту были двухместные, четырехместные и шестиместные каюты. Экипаж теплохода составлял 55 человек. После модернизации пассажировместимость судов снизилась и составляет от 80 до 180 человек.
Представитель проекта 305, теплоход "Василий Чапаев", вошел в историю с рекордными достижениями:
2005 год – "Василий Чапаев" стал первым в истории теплоходом, совершившим круиз по маршруту "Москва - Пермь - Уфа - Москва".
2009 год – стал первым туристическим теплоходом, совершившим заход на реку Сура (приток Волги).
2011 год – был совершен круиз-экспедиция "Притоки", в ходе которого теплоход зашел на реки Сура, Ветлуга и Вятка.
2013 год – "Василий Чапаев" стал теплоходом, впервые за 40 лет совершившим круиз по реке Вятка, а в 2016 году стал первым двухпалубным круизным теплоходом, который впервые за 40 лет зашел в город Киров.
Сегодня на маршрутах осталось совсем мало бортов проекта 305. Внизу список тех, с кем работаю по агентским договорам. Возможно, это и есть все, кто остался в работе:
характерные теплоходы, сохранившие классический дизайн середины прошлого века, модернизированные под современные требования комфорта и безопасности
класс теплоходов - винтаж
*Полный список выпускавшихся теплоходов проекта 305:
«Адмирал Кузнецов» (1962) — изначально «Индигирка»;
«Алдан» (1960);
«Александр Блок» (1959) — изначально «Дунай»;
«Александр Свешников» (1961) — изначально «Волхов»;
«Александр Свирский» (1963) — изначально «Сура», затем «Профессор Звонков»;
«Анна Ахматова» (1959) — изначально «Днепр», затем «Михаил Назаров», затем «Дон», затем «Владимир Мономах»; списан после пожара в 2012;
«Башкортостан» (1962) — изначально «Даугава», затем «Алексей Киселев»;
«Борис Полевой» (1961) — изначально «Десна»;
«Борис Чирков» (1963) — изначально «Истра»;
«Бородино» (1961) — изначально «Березина», затем «Мотовилихинский рабочий»;
«Бригантина» (1964) — изначально «Марина Раскова»;
«Василий Чапаев» (1964);
«Видин» (1961) — изначально «Белая», затем «Л. В. Собинов»;
«Виктор Гашков» (1964) — изначально «Мария Ульянова»;
«Виктор Хользунов» (1959) — изначально «Ахтуба»;
«Вишера» (1961);
«В. М. Зайцев» (1960) — изначально «Ангара»;
«Габдулла Тукай» (1962) — изначально «Чулым»;
«Герой Александр Головачев» (1960) — изначально «Аргунь»;
«Герой А. Сутырин» (1961) — изначально «Вычегда»;
«Герой Ю. Гагарин» (1960) — изначально «Днестр»;
«Григорий Пирогов» (1961) — изначально «Буг»;
«Казань» (1960) — изначально «Аму-Дарья», затем «Николай Островский»;
«Колхида» (1963) — изначально «Днестр», затем «Павел Юдин»;
«Комдив Гай» (1963) — изначально «Терек»;
«Ласточка-2» (1962) — изначально «Свияга»; затем «Александр Шемагин»;
«М. В. Ломоносов» (1962) — изначально «Олекма»;
«Михаил Чеботарев» (1960) — изначально «Аракс»; утилизировано после пожара в Калининграде в 2003;
«Мулланур Вахитов» (1960) — изначально «Анадырь»;
«Муса Гареев» (1961) — изначально «Баргузин»;
«Николай Зеров» (1960) — изначально «Арагва»;
«Нерей» (1963) — изначально «Кубань», затем «Александр Пирогов», затем «Федор Ушаков»;
«Николай Масленников» (1963) — изначально «Урал»;
«Павел Миронов» (1962) — изначально «Висла»;
«Паллада» (1962) — изначально «Зея», затем «Капитан Пирожков», затем «Град Китеж»;
«Парис» (1964) — изначально «Патрис Лумумба»;
«Ремикс» (1964) — изначально «Михаил Калинин»;
«Рихард Зорге» (1963) — изначально «Сунгари»;
«Салават Юлаев» (1963) — изначально «Ветлуга»;
«Сергей Даньщин» (1961) — изначально «Бурея»;
«Сергей Образцов» (1961) — изначально «Вилюй», затем «Н. Г. Славянов»;
«Федор Абрамов» (1962) — изначально «Неман»;
«Федор Кибальник» (1962) — изначально «Енисей»;
«Эрмитаж» (1963) — изначально «Сухона», затем «Степан Здоровцев»;
«Юрий Завадский» (1963) — изначально «Сыр-Дарья»;
Hansa (1962) — изначально «Пинега»;
Europa (1959) — изначально «Дон», затем «Виталий Закруткин».
Еще в 2022 году теплоход передали из федеральной собственности в республиканскую. Во время прошлогоднего отчета правительства в Булунском районе Якутии было анонсировано, что в скором времени он начнет курсировать в летнюю навигацию по маршруту Якутск – Тикси.
По словам министра по делам гражданской обороны и обеспечению безопасности жизнедеятельности населения региона Дмитрия Лепчикова, судно практически готово. Остается работа по согласованию технической документации. Уже в августе-сентябре этого года теплоход должен прийти в республику.
Что касается истории самого судна, то известно, что в ноябре 2003 года этот теплоход приобрел лидер группы «Дюна» Виктор Рыбин. Судно отбуксировали в Московскую область. Новому владельцу понадобилось два года, чтобы заброшенное ржавое плавсредство стало красавцем-лайнером как снаружи, так и внутри.
Прогулки по Москве-реке, путешествия по Волге и ее притокам продолжались до 2014 года. Затем «М.В. Ломоносов» был выставлен на продажу. Через четыре года новым хозяином стал «Фонд сохранения и развития Соловецкого архипелага».
В июле 2019 года теплоход был отправлен на Север, портом его приписки стал Архангельск, а в регистрационных документах была указана новая «профессия» - плавгостиница. Пришло время ремонта, и «М.В. Ломоносов» законсервированный и без экипажа в конце октября 2022 года был на буксире приведен в Архангельск.
В декабре того же года глава республики Айсен Николаев проинформировал депутатов Государственного собрания республики, что этот теплоход безвозмездно передан Якутии из федеральной собственности.