С круизами же на Байкале, по словам министра, есть определенные трудности – часто они не могут выполняться в достаточном объеме из-за плохого технического состояния причальных стенок и их недостаточного количества. Впрочем, власти готовы приступить к решению этого вопроса, – министр отметил, что «в целях развития круизного судоходства на озере Байкал Республике Бурятия и Иркутской области следует привести соответствующую инфраструктуру в надлежащее состояние».
Для обновленной инфраструктуры понадобится и новый флот. Задействованным на сегодня в круизах по Байкалу лишь двум крупным судам "Империя" и "Александр Великий" срочно нужно пополнение.
Представляю три перспективных разработки, реальные образцы которых должны в ближайшие годы выйти в акваторию Байкала.
На первой позиции лайнер проекта PV8714. На судостроительной площадке Восточно-Сибирского речного пароходства, входящего в Группу компаний «Истлэнд», 31 июля прошла церемония закладки круизного судна проекта PV8714. Судно станет первым из двух судов этого типа, которые будут построены на предприятии в рамках обновления байкальской флотилии. Лайнер будет эксплуатироваться в акватории озера Байкал.
Это экономичное, энергоэффективное судно, оснащенное современным навигационным оборудованием и системами противопожарной безопасности. Новое круизное судно - это, по сути, комфортабельный отель, гости которого смогут встречать каждое утро с новыми пейзажами за стеклом иллюминатора.
Проект судна был разработан конструкторами компании «Р-Флот. Дизайн». Заказчик, в свою очередь, предложил внести ряд существенных изменений. В частности, согласно нового проекта, на борту корабля предусматривается четыре каюты для пассажиров с ограниченными возможностями здоровья.
Кроме того, за счет увеличения ширины судна уменьшена его осадка до 2,6 метров, что необходимо для его безопасного прохождения в створе истока реки Ангара. Также были дооборудованы полноценными балконами большая часть кают, а их размер значительно увеличен. Количество пассажиров, которые сможет принять круизный лайнер, выросло со 130 человек до 144 в каютном варианте и до 200 в прогулочном.
Новый пассажирский корабль станет крупнейшим судном на Байкале. Габаритная длина лайнера составит 87 метров, высота - 15 метров, а ширина - 14. Дальность плавания судна - не менее 1,6 тысяч километров, что позволит ему доходить до самых северных берегов Байкала. Численность экипажа - 42 человека. Скорость судна - до 24 км/ч.
Для сборки стального корпуса и надстройки пассажирского судна специалистами ВСРП была возведена специальная площадка, способная выдерживать значительные нагрузки.
На второй позиции пока еще существующий только в эскизе футуристический лайнер "Байкал".
К созданию трех гибридных судов проекта «Байкал» приступила и компания «ВодоходЪ». Суда соответствуют уровням «комфорт» и «люкс» и рассчитаны на 68 пассажиров.
Предполагаемый маршрут – Иркутск – о. Ольхон – Усть-Баргузин – Турка – Листвянка – Танхой.
Планируется, что каждое судно будет осуществлять не менее 18 круизов в навигацию продолжительностью шесть-семь дней. Кстати, такое гибридное судно может пройти до 100 км без подзарядки. Эксперты полагают, что все суда будут востребованы туристами, ведь несмотря на то, что круизный сезон на Байкале достаточно короткий и длится 163 дня, спрос на качественные и комфортные суда пока серьезно превышает предложение.
Судя по своевременному спуску на воду первенца проекта PV300 "Мустай Карим" и идущими по графику работами по строительству лайнеров проекта "Карелия", первый из который должен быть спущен на воду в 2025 году, полагаю, команда "Водохода" и с этим проектом справится на "отлично".
Замыкает тройку совместная экспериментальная разработка АО «Зеленодольского завода им. А.М. Горького» в Татарстане и петербургского ФГУП «Крыловский государственный научный центр». Речь идет о строительстве для Байкала первого в России инновационного теплохода с водородной энергетической установкой. В конце февраля нынешнего года состоялась закладка этого прогулочного судна проекта 00393, которое будет работать на водородном топливе. Его основные технические характеристики: длина 15,4 м, ширина 3,3 м, пассажировместимость 10 человек, экипаж 2 человека, осадка около 0,54 м, скорость на тихой воде — до 12 км/ч, продолжительность рейса — до 5 часов.
Пассажирское судно проекта 00393 рассчитано на совершение прогулочных рейсов по воде в акваториях мегаполисов или в пляжной зоне курортов. В состав единой электроэнергетической системы электродвижения с гребными электродвигателями входят два винта на электродвигателях мощностью 22 кВт каждый. Это обеспечит судну вместимость 12 человек, включая двух членов экипажа, и скорость хода до 12,2 км/ч. Водородные элементы расположены под кормой. Автономность плавания — пять часов. За проектирование системы электродвижения, системы автоматики и преобразования тока для универсального функционального модуля отвечало петербургское ЦНИИ «СЭТ».
1. На первое место я поставил чемпиона по ожиданиям, представителя проекта РV-300VD - лайнер "Петр Великий". Да, он входил в число ожидаемых новинок 2023 года, но его выход в работу снова отложился. Теплоход строится с 2016 года, этим летом он направился на окончательные ходовые испытания. Скрестим пальцы, чтобы все получилось и в следующем году теплоход все же отправился в навигацию.
По уровню сервиса и комфорта это должен быть теплоход класса «люкс», а судоходный статус «река-море» позволит совершать ему морские круизы на пару со своим собратом по проекту теплоходом «Мустай Карим». Но в отличие от последнего, «Петр Великий» заявлялся в свое время на круизы по Каспийскому морю, которые обещали стать очень востребованными у наших путешественников. Если все пойдет по плану, то «Петр Великий» станет единственным туристическим лайнером, осуществляющим круизы по Каспийскому морю.
По первоначальному проекту, каюты "Петра Великого" оснащены балконами. Они будут практически во всех 155 каютах, включая категорию «стандарт», и лишь 9 кают останутся без балконов. Помимо балконов, проектом теплохода предусмотрено еще некоторые «фишки»:
- Бассейн со сдвигающейся крышей;
- 2 джакузи;
- Театрально-музыкальный салон со сценой для представлений;
- Круглосуточный гриль-бар на открытом воздухе;
- Ресторан с открытой кухней.
Проект четырехпалубного круизного теплохода PV-300VD разработан «Морским инженерным бюро — дизайн СПб» по заказу Росморречфлота. Основные характеристики проекта: длина — 141 м, ширина — 16,8 м, осадка — 3,2 м, автономность — 10 суток, средняя скорость — 22,5 км/ч, численность экипажа и обслуживающего персонала — 90 человек. Пассажировместимость теплохода составляет 310 человек, для которых предназначено 155 кают различных классов.
2. Второе место занимает новый, уже второй по счету, представитель колесного братства проекта ПКС-180 теплоход "Аурум". Первенец этого проекта дизель-электроход «Золотое кольцо» в этом году пусть и не без сложностей, но начал свою первую навигацию. Первому быть всегда сложно, буду надеяться, что полученный опыт и эксплуатационная статистика позволят выпускать следующие суда серии максимально адаптированными к рабочим условиям.
"Аурум" станет вторым теплоходом серии, заявленной аж из 10 штук. Конструкция судна, позволяющая ему осуществлять проход по рекам, недоступным для других круизных теплоходов, таким как Ока, Вятка, Сура и Москва-река делает его максимально востребованным на рынке речных круизов. Теплоход "Золотое кольцо" совершал в этом сезоне круизы по маршруту "Московское кольцо" со сквозным проходом по Москве-реке вдоль береговой линии столицы от Северного речного вокзала до Южного. Предполагается, что "Аурум" присоединится к нему на этом маршруте уже в следующем сезоне.
На теплоходе предполагается 66 кают делюкс с балконом на трех палубах – главной, средней и верхней, 2 каюты-полулуюкса на главной палубе для маломобильных пассажиров и 6 сьютов с террасой повышенной комфортности на верхней палубе.
Класс теплохода заявляется "люкс".
3. Наконец, на третье место я поставил четырехпалубный теплоход 301 проекта «Россия». В 2023 году этот теплоход завершает работу у оператора "Мостурфлот" и переходит под крыло круизной компании "Созвездие". Новый оператор пока заявляет теплоход под тем же названием, но, надо полагать, изменения по адаптации судна под общую концепцию бело-синих теплоходов "Созвездия" будут неизбежны.
Теплоход "Россия" заявляет "люкс"-класс, а однозначной особенностью этой и предыдущей навигации являлись круизы с акцентом для взрослых пассажиров без реализации детских путевок. Теплоход «Россия» подойдет для тех, кто предпочитает спокойный респектабельный отдых. Построенный в Германии и полностью реконструированный в Румынии, теплоход располагает 114 каютами с отельной планировкой, площадью от 12,4 до 16,5 кв. метров:
- 2 каюты категории «Панорама с балконом» с панорамным видом и увеличенным балконом;
- 74 каюты «Полулюкс с балконом»;
- 36 кают «Полулюкс»;
- 2 одноместных каюты «Комфорт».
- В каждой каюте есть кондиционер, мини-бар, сейф, капсульная кофемашина, спутниковое ТВ, в ванных комнатах –душевая кабина. Двуспальные кровати при необходимости трансформируются в две односпальные кровати.
Каждая каюта оснащена кондиционером, мини-баром, сейфом, капсульной кофемашиной, спутниковым ТВ, в ванных комнатах – душевая кабина.
1. Первое место занимает, пожалуй, самый необычный круизный теплоход, который появился в этом году на наших реках. Речь идет о колесном дизель-электроходе «Золотое кольцо». Строительство теплохода, начатое в 2018 году, несколько задержалось, отчего судну пришлось с некоторым опозданием начать навигационный сезон. Но оно не превратилось в долгострой, как в случае с "Петром Великим".
Теплоход специально спроектирован и предназначен для круизов по рекам с малыми глубинами - осадка дизель-электрохода всего 1,2м, что меньше, чем у двухпалубных теплоходов проекта 305. Главная особенность проекта – настоящий колесный движитель.
Теплоход вышел на новый одиннадцатидневный круговой круизный маршрут, который я назвал "Московское кольцо", проходящий по трем рекам - Москве-реке, Оке и Волге. На этом маршруте судно вне конкуренции как раз из-за своих характеристик. Главная «фишка» данной версии Московской кругосветки – полноценный проход по Москве-реке под всеми мостами Москвы от Северного речного вокзала до Южного речного вокзала. Оператор предлагает возможность рассмотреть с борта теплохода весь столичный берег Москвы-реки.
На теплоходе предполагается 66 кают делюкс с балконом на трех палубах – главной, средней и верхней, 2 каюты-полулуюкса на главной палубе для маломобильных пассажиров и 6 сьютов, оснащенных персональным джакузи, с террасой повышенной комфортности на верхней палубе.
Стартовать можно из Нижнего Новгорода, Ярославля, Кострому и Москвы с Северного речного вокзала
2. На втором место я разместил четырехпалубный теплоход 301 проекта «Огни большого города». В 2022 году этот теплоход сменил оператора, что потянуло за собой не только смену названия, но и комплексный ремонт. Изменилась отделка кают и общественных помещений. Интерьеры и названия локаций выдержаны будут в едином стиле, посвященному кинематографу, да и само название теплоход получил в честь фильма Чарли Чаплина:
- Рестораны «Оскар» и «Ника» предложат путешественникам вкусно позавтракать, пообедать и поужинать; завтрак проходит в формате шведского стола, а обед и ужин предоставляются по заказному меню;
- Лаунж-бар «Чаплин» - большой бар, совмещающий кинозал и концертную площадку;
- Панорамный бар «Эпизод» - большой бар в носу шлюпочной палубы, где в любое время круиза можно отдохнуть наедине с самим собой, наслаждаясь вкусным напитком и любуясь красочным пейзажем;
- Читальный салон «Прибытие поезда» - также просторный и уютный салон с панорамными окнами в носовой части средней палубы.
- Теплоход рассчитан на 255 гостей, которые с комфортом смогут разместиться в 117 каютах. Навигация теплохода в 2023 году начнется 29 апреля рейсом из Нижнего Новгорода. До 1 октября он совершит около четырех десятков круизов преимущественно из Москвы длительностью от 3 до 11 дней. Базовая средняя стоимость путешествия на теплоходе «Огни большого города» в 2023 году составит от 7500 рублей за место в сутки.
Теплоход заявляет 39 рейсов на сезон 2024 года, отправляясь преимущественно из Москвы и совершая как короткие 3-дневные рейсы, так и большие двухнедельные круизы.
3. Замыкает троку новинок сезона 2023 года двухпалубный теплоход проекта 305 "Борис Полевой". Пермский оператор "ВолгаWolga" отремонтировал и вывел на маршрут это судно, подарив ему, буквально, вторую жизнь.
"Борис Полевой" дополнил ряд судов оператора, став первым двухпалубным теплоходом в его флоте. Это позволит ему значительно расширить линейку предлагаемых круизных маршрутов за счет, в первую очередь, рейсов по малым рекам, где большим теплоходам пройти невозможно.
Теплоход сохранил каюты разного уровня комфортности - от люксов до бюджетных кают, оснащенных лишь умывальником с горячей и холодной водой. Общий каютный фонд выглядит следующим образом:
- 1 каюта класса «Люкс» (2 основных места + 2 доп.места)
- 8 кают класса «Альфа» (2 основных места + 1 доп.место, кроме главной палубы)
- 12 кают класса «Омега фронт» (2 основных места + 1 или 2 доп.места)
- 8 двухместных одноярусных кают класса «Гамма» (2 основных места + 1 доп.место)
- 4 одноместных каюты класса «Сигма»
- 2 двухместных двухъярусных каюты класса «Сигма»
- 4 четырёхместных двухъярусных каюты класса «Бета»
- 9 двухместных двухъярусных кают 1Б класса
- 4 четырёхместных двухъярусных каюты 3Б класса
"Борис Полевой" имеет статус теплохода-пансионата. Для туристов на борту:
- салон питания
- бар
- концертный зал
- салон отдыха
- игровая комната
- медицинский пункт
- сувенирный киоск
- титан с горячей питьевой водой
В результате каюты становятся более просторными, но общее количество кают на теплоходе сокращается. В трехпалубных и двухпалубных теплоходах задача стоит еще более глобальная, операторы оснащают каюты теплохода санузлами. Текущий тренд показывает, что туристы готовы платить за комфорт и, напротив, спрос на каюты без удобств сокращается.
Так или иначе, после подобной реновации, пассажировместимость теплохода объективно уменьшается. Бесспорные плюсы этого процесса:
- возможность организации питания в одну смену;
- практическое сведение к нулю вероятности, что в той или иной локации на теплоходе кому-то не хватит свободных мест;
- повышение сервиса обслуживания.
По аналогии с термином «камерный театр» такие теплоходы, берущие на борт минимальное число пассажиров, я назвал «Камерные теплоходы». И сегодняшняя подборка будет посвящена именно им.
Справедливости ради, из импровизированного конкурса пришлось исключить одно судно, также в настоящее время активно задействованное в круизной отрасли. Из-за специфичности первоначальной спланированной конструкции, оно бы находилось вне конкуренции с остальными участниками рейтинга. Пусть его имя останется пока интригой, а раскрою его я в конце публикации.
Чтобы сделать оценку более справедливой, я придумал три разных номинации, в каждой из которых будет по три теплохода:
- По номинальному сокращению мест относительно предусмотренного проектом количества;
- По наименьшему числу туристов, осуществляющих круиз на теплоходе;
- По числу туристов, приходящихся на одну палубу.
Поехали!
ТОП-3 теплоходов по номинальному сокращению мест.
На первом месте теплоход проекта 305 «Бородино». После нескольких проведенных реноваций все каюты теплохода стали комфортабельными, оснащенными индивидуальным санблоком (душ, туалет, умывальник). В результате пассажировместимость снизилась с проектных 311 человек до 86 основных мест. Сокращение составило 3,62 раза.
Теплоход задействован преимущественно в круизах по Оке, есть несколько рейсов до Казани, а также это один из немногих, ходящих по маршруту «Московской кругосветки»
На втором месте расположился специфический по совей реконструкции трехпалубный теплоход проекта 26-37 «Волга Дрим». Теплоход претендует на статус VIP, практически все его каюты класса «люкс», а редким каютам класса «стандарт» позавидуют иные «премиум»-каюты. По итогам реконструкции пассажировместимость снизилась с проектных 332 человек до 106 туристов, сократившись в 3,13 раза.
Теплоход совершает премиальные круизы по Волге. Стоимость круизов начинается практически от двадцати тысяч рублей за человека в сутки. Отдельной фишкой теплохода выглядит открытый бар на солнечной палубе.
Замыкает тройку теплоход премиум-класса проекта 588 «Северная сказка». Количество мест на нем сократилось с изначальных 364 до 140, снизившись в 2,6 раза. Со этого лета это будет единственный теплоход, работающий с круизами по Оби и Иртышу, совершая экспедиционные рейсы между Тобольском и Сургутом с маршрутом «От тайги до полярного круга».
Вторая номинация: ТОП-3 по наименьшему числу пассажиров круизного теплохода.
Здесь тройка выглядит несколько иначе. На первом месте расположился двухпалубный теплоход проекта 646 «Мамин-Сибиряк». Согласно техническому решению, изначально теплоход проектировался под 83 пассажира. Текущая пассажировместимость теплохода – 60 туристов, и это наименьшее число пассажиров судна, централизованно отправляющегося в круиз.
«Мамин-Сибиряк» работает на рейсах с отправлением из Москвы до Соловецких островов на севере и до Астрахани на юге.
На втором месте теплоход из предыдущей номинации двухпалубный «Бородино» проекта 305. Бесспорно, его заявленные 86 основных места выводят его в лидеры камерного круиза.
А вот на третьем месте расположился единственный во всех номинациях четырехпалубный теплоход «люкс»-категории представитель проекта австрийской верфи Q-040 «Максим Горький». После проведенной реновации в рамках подготовки его к экспедиционным круизам по Енисею по маршруту «Енисейская экспедиция», все его внутренние интерьеры подверглись радикальной перекройке, в результате чего первоначальное число пассажиров сократилось с 218 человек до 94 туриста (сокращение в 2,32 раза, чуть-чуть не дотягивающее до первой номинации). Но тем не менее с 94 пассажирами на сегодня это третье судно с наименьшим числом пассажиров.
Теплоход и в 2023 году будет работать на Енисее, где главной экскурсионной изюминкой маршрута выступает вертолетная экскурсия на Плато Путорана.
И в завершении рейтинга третья номинация: ТОП-3 по числу туристов, приходящихся на одну палубу теплохода.
Не смотря на номинальное число пассажиров, я посчитал интересным с какой плотностью они могут размещаться на теплоходе. И вот что получилось.
Здесь на первом месте снова «Максим Горький». Его четыре палубы делают недосягаемым плотность распределения туристов со значением 24 человека на палубу. Такое значение соответствует практически эксклюзивному формату отдыха. Так что, чтобы переброситься парой фраз с коллегой по рейсу, сначала придется постараться его найти.
На втором месте опять же уже знакомый «Мамин-Сибиряк» с плотностью 30 человек на палубу. Даже с учетом того, что на теплоходе всего две палубы, его пассажиры могут достаточно свободно распределиться по его помещениям.
Замыкает эту тройку опять же уже упоминаемый трехпалубный «Волга Дрим». Его реновации довели плотность туристов на его борту до значения 35 человек на палубу. Чуть больше, чем у «Мамина-Сибиряка», но и теплоход тут значительно больше по площади.
Теперь к обещанной интриге. Вывести за скобки рейтингов пришлось пароход-легенду «Н.В. Гоголь». Изначально, в 1911 году, когда пароход был спущен на воду, по проекту это было грузопассажирское судно. Все бы ничего, но он предполагал перевозку и пассажиров, классифицируемых третьим классом и, что еще пуще, палубными пассажирами. По этой причине официально проектная пассажировместимость парохода составляла 360 человек (и это без домашней скотины, для перевозки которой на пароходе также предполагались посадочные места).
С течением времени сначала отпали палубные пассажиры, а затем и третий класс. После проведенной реконструкции интерьеров парохода сегодняшнее число пассажиров составляет 56 мест. Есть даже две каюты с удобствами. С такими параметрами «Н.В. Гоголь» стал бы лидером всех номинаций, из-за чего я выделил в отдельный рейтинг, согласно которому:
- самое глобальное сокращение мест = 6,43 раза;
- самое минимальное число пассажиров = 56 человек;
- вторая по значению плотность распределения туристов по палубам = 28 человек.
Вот такая подборка получилась в этом выпуске. Надеюсь, было интересно.
Работы по проектированию были начаты в 30-х годах XX века. Перед инженерами ставилась задача совершить прорыв в пассажирском судостроении. Работы продолжались пять лет с 1932 по 1937. Из трех предложенных двигателей: дизельного, дизель-электрического и турбоэлектрического, выбор пал на дизель-электрический. Он выдавал необходимую мощность для достижения предъявляемой к проекту крейсерской скорости до 30 км/час, а также обеспечивал необходимую маневренность. Проект теплохода получил соответствующее название тому времени – «Страна Советов».
Начавшаяся Великая отечественная война внесла коррективы в планы и строительство пришлось отложить. И только уже в пятидесятые страна вернулась к идее постройки «волжского экспресса» - проектируемые теплоходы должны были встать на главную линию СССР Москва – Астрахань. В то время в Венгрии для СССР уже строилась серия двухпалубных теплоходов проекта 305, отечественным судостроителям предстояло построить более комфортабельный и функциональный тип судна.
За работу взялась Горьковская верфь «Красное Сормово». Поднятый проект «Страна Советов» был в кратчайшие сроки переработан с учетом реалий времени и утвержден под грифом «Проект 20». На тот момент это был вариант современного речного пассажирского теплохода нового типа. Головное судно дизель-электрохода получило название «Ленин» и было спущено на воду в 1958 году. По уровню комфорта и условий для пассажиров это действительно стало прорывом технологий, например, здесь впервые для круизных судов была установлена климатическая установка, а также спроектирован полноценный кинотеатр со сценой. Рубка оснащалась радаром и эхолотом, а интерьеры кают, салонов и вестибюлей были выполнены из ценных пород дерева
Теплоход практически сразу стал флагманом Волжского пароходства. Одновременно началось строительство следующего дизель-электрохода «Советский Союз» (по первоначальной задумке, судно должно было получить название «Сталин»). В 1959 году строительство было завершено и электроход заступил на работу по акваториям страны.
«Ленин», будучи флагманом, ежегодно открывал навигацию на Волге, что совпадало с днем рождения самого Владимира Ильича – 22 апреля.
После спуска на воду «Советского союза» строительство серии застопорилось, а в 70-е пришли новые немецкие, уже четырехпалубные, теплоходы проекта 301, после чего актуальность Проекта 20 стала падать. Дальнейшего продолжения Проект 20 не получил, а оба его представителя, пользуясь любовью приверженных пассажиров, вплоть до 1984 года вовсю эксплуатировались на круизных направлениях по Волге».
Весной 1984 года, при подготовке «Ленина» к навигации, на судне произошел пожар, который практически полностью уничтожил корабль. «Советский союз» остался единственным представителем отечественных дизель-электроходов проекта 20 и продолжал трудиться на туристических рейсах за двоих. Лихие 90-е «Советский Союз» встретил в строю, но с 1991 года, не выдерживая конкуренции по комфортабельности теплоходам 301 и 302 проектов, был переведен с круизных маршрутов на рейсовую пассажирскую навигацию между Москвой и Астраханью.
Очередной рейс в августе 1996 стал для теплохода последним. Вышедший из строя один из ходовых генераторов не позволил судну продолжить плавание, и теплоход был отбуксирован на ремонт в затон под Нижним Новгородом. Ремонту не суждено было случиться и судно осталось на приколе. После нескольких лет простоя, «Советский Союз» был выкуплен Пермским пароходством, однако и там с восстановлением не получилось. До сегодняшних дней дизель-электроход «Советский Союз» так и стоит в затоне в Закамске Пермского края.
Мне не выпало возможности самому проплыть и оценить все достоинства «Советского Союза». Но я неоднократно встречал его на Волге в своих путешествиях. Последний раз я наблюдал его у причала в Саратове 17 сентября 1994 года. Он действительно заметно отличался от всех других теплоходов, в первую очередь, специфической формой носа корпуса. Помню, не разбираясь тогда в особенностях и отличиях проектов речных судов, не мог понять к четырехпалубным или трехпалубным теплоходам его отнести, но, чисто интуитивно, выделял его в отдельный класс речных круизных судов.
На второе место поставил проект 785.
Двухпалубные дизель-электроходы проекта 785 строились в Чехословакии на верфи Комарно по заказу СССР. Всего в период с 1952 по 1958 годы тремя сериями было построено 36 теплоходов. Изначально дизель-электроходы предполагалось использовать на местных внутри- и межобластных линиях в качестве рейсового речного транспорта, альтернативного варианта железнодорожному сообщению для тех населенных пунктов вдоль судоходных рек.
Предназначенные в первую очередь для рейсовых пассажирских перевозок, по первоначальному проекту суда имели одно-, двух-, четырех-, а также шести- и восьмиместные каюты, оснащенные умывальниками, в которых могли разместиться около 250 пассажиров.
С развитием судостроительной отрасли на местные рейсовые маршруты стали выходить суда на подводных крыльях и «омики». К концу семидесятых теплоходы 785 проекта стали терять актуальность именно как рейсовые теплоходы. По комфортабельности они сильно уступали появившимся трехпалубным теплоходам проектов 588 и 26-37, и чтобы конкурировать с ним на круизных направлениях требовали существенной доработки кают и интерьеров.
Но случившиеся в дальнейшем два события, оба трагические, предопределили судьбу теплоходов данного проекта. В апреле 1986 произошло первое – Чернобыльская катастрофа. На время проведения мероприятий по ликвидации последствий аварии 13 из 36 теплоходов 785-го проекта были выведены из эксплуатации и использовались в качестве общежитий для проживания «ликвидаторов»., после чего большая часть из них уже не вернулась в строй и была списана.
В наступивших вскоре 90-х за неимением востребованности многие суда простаивали. Но если четырехпалубные суда, благодаря своей комфортабельности, можно было использовать в качестве гостиниц, то 785-й проект без дополнительных инвестиций в реконструкцию не мог рассчитывать и на это. В те годы многие суда этого проекта просто ржавели в затонах и распиливались на металл.
Оставшиеся теплоходы, которым повезло пройти капитальный ремонт и перестройку, работали на круизных направлениях вплоть до 12 июля 2011 года. Дня, когда трагедия «Булгарии», также 785-го проекта, поставила крест на дальнейшей судьбе теплоходов этой серии. Приказом МинТранса РФ эксплуатация теплоходов 785 проекта после этой катастрофы была запрещена. Последний из серии теплоход «Петр Алабин», благодаря проведенной до этого события глубокой реконструкции, смог продолжать свои рейсы до 2015 года, когда и он перестал удовлетворять действующим на тот момент правилам безопасности.
Таким образом, с 2015 года теплоходы проекта 785 полностью ушли из речных акваторий нашей страны.
Наконец, завершит сегодняшний обзор и весь блок «Ушедшая эпоха» – тип «Военмор Ворошилов».
В 1933 году завод «Красное Сормово» построил первый теплоход серии пассажирских теплоходов, призванных стать более комфортабельными для перевозки пассажиров. Эксплуатируемые на тот момент дореволюционные пароходы строились еще с учетом «классовых» различий между пассажирами, когда для лишь для некоторых была доступна целая палуба и различные привилегии, а абсолютное большинство передвигалось в условиях «общего вагона». Новые теплоходы были также двухпалубные, но уже с приоритетом на каютный формат пассажирских помещений.
Теплоходы строились с 1933 по 1940 год. Всего за это время было построено 8 теплоходов этой серии. Война сменила приоритеты, а уже в послевоенные годы, строительство серии решено было не возобновлять.
Теплоход «Александр Невский» был уничтожен бомбежкой у берегов Сталинграда 8 июля 1942 года. Остальные суда в последующие годы были выведены из строя – кто затонул, кто был утилизирован и разрезан на металл.
Дольше всех просуществовал теплоход «Советская Конституция» (1933 года постройки), но и он был утилизирован в 2000 году. Таким образом, на сегодняшний день суда этой серии остались лишь на фотографиях.
Тем не менее, опыт, полученный при строительстве этой серии, был учтен в дальнейших инженерных разработках, а тип «Военмор Ворошилов» сыграл свою необходимую роль в дальнейшем развитии отечественного пассажирского судостроения.
Пришла мысль сделать подборку проектов или типов судов, на сегодня полностью выбывших из эксплуатации и ставших достоянием истории. В свое время они активно бороздили реки СССР, но теперь про них благополучно забывают. В этой части будет три проекта пароходов.
На первое место я поставил пароходы проекта 737.
Проект 737 – серия речных грузопассажирских колесных пароходов. Этот проект – последние пароходы, строившиеся в Советском Союзе, в дальнейшем силовым агрегатом был выбран дизельный двигатель.
Пароходы строились в СССР на верфях Киева с 1951 года, а также в Венгрии (модификация 737А) с 1952 по 1959 годы. Всего было построено 75 пароходов, только пять из которых в СССР. Суда первоначально назывались в честь городов Советского Союза, в дальнейшем серию продолжили имена выдающихся русских и советских литераторов.
Пароходы не отличались комфортностью и предназначались для регионального рейсового речного транспорта. Для пассажиров предлагали одно-, двух-, четырех- и восьмиместные каюты, где лишь очень немногие оснащались умывальниками, а также два общих пассажирских отделения. Плюс к этому на борту было два салона и два ресторана. Позже, в 70-х, в процессе эксплуатации общие помещения и многоместные каюты переоборудовались в более комфортабельные каюты.
Пароходы эксплуатировались по назначению практически на всех реках СССР. С развитием скоростных перевозок, актуальность пассажирских перевозок падала, а на круизных направлениях эти пароходы не могли конкурировать с более комфортабельными на тот момент теплоходами. Большинство судов проекта 737 были выведены еще в 80-е годы прошлого века. При этом они не просто списывались, а переводились под плавучие гостиницы, речные дома отдыха и турбазы.
Дольше всех до 2004 года по своему прямому назначению проработал пароход «Красноярск» на транспортной линии Осетрово – Якутск на реке Лене. Позже, в 2014 году, он был выкуплен частной фирмой для капитального переоборудования и выведения в круизные рейсы. Такие же планы были и на еще один пароход 737 проекта тоже в акватории Лены – «Благовещенск», однако на сегодняшний день никакой информации по реализации на них туров я не нашел. Зато есть фотография «Благовещенска» 2020 года, где он пребывает явно в плачевном виде.
Из 75 пароходов серии лишь 4 по предварительной информации остаются не разобранными на металл: пароход "Уфа" работает в качестве турбазы на реке Уфа, "Красноярск" и "Благовещенск" в акватории Якутска, и "К.М. Станюкевич". Есть большие шансы, что последний, построенный в 1956 году, в каком-то виде все-таки вернется на наши реки. По крайней мере сейчас он проходит реконструкцию в одном из нижегородских затонов и, судя по фото, выглядит достойно.
Мой последний контакт с пароходами этой серии датируется 8 августа 1990 года. В тот день на зеленой стоянке в Сосенках Московской области наш теплоход стоял вторым бортом с «Рязанью» (год постройки 1958, разрезан на металл в 2004). Конечно, фотофиксации той встречи нет, но в моей памяти остался факт короткой прогулки по палубе этого представителя проекта 737. Так что, как говорится, я там был.
Второе место – тип «Бородино».
Если на 785-м мне посчастливилось пройти лично, то пароходы проекта «Бородино» я лишь наблюдал проходящими мимо. По сравнению с предыдущим проектом, им повезло прожить более долгую речную жизнь.
Серия строилась с 1911 по 1917 годы на коломенских верфях по заказу акционерного общества «Кавказ и Меркурий». Всего было построено 11 теплоходов. Предназначение их было весьма четко сформулировано – перевозка товаров и пассажиров на линии Нижний Новгород – Астрахань. Упомянутые мною выше «Урицкий» и «Парижская коммуна» как раз из этой серии.
Для своего времени, когда колесные пароходы были уже широко известны и распространены, в том числе и на Волге, инженеры Коломенского завода применили в конструкции своих судов дизельные двигатели. Тем самым пассажирские теплоходы типа «Бородино» стали первыми в мире дизельными пассажирскими судами в мире. В отличие от массивного и занимающего большой полезный объем корпуса судна двигателя парового, дизельные агрегаты занимали меньше места и позволяли существенно увеличить перевозимую полезную нагрузку. В качестве движителя на новых теплоходах был выбран гребной винт, вместо привычных в то время гребных колес. Колесо давало хорошую эффективность на мелководье, а вот на глубине лучше себя показывал именно винт.
Вот как описывался теплоход «Урицкий» в книге «Теплоходы» (издательство «Водный транспорт», Москва, 1938 г.) под авторством Б.М. Лобач-Жученко:
«Теплоходы имею двухэтажную деревянную надстройку по всей длине судна, кроме оконечностей, в которой расположены пассажирские помещения — наверху мягкие места и две столовые, а внизу — жесткие места и одна столовая.
Средняя часть нижней палубы заняты машинной рубкой, каютами служебного персонала, буфетом, камбузами, баней, прачечной, кладовыми буфета, ледниками и т.д.
У кормовой части нижней палубы имеются пассажирские помещения и обширная открытая площадка.
Верхняя палуба отведена исключительно для пассажиров. Каюты, одноместные и двухместные, расположены по бокам рубки с широким проходам по середине, в который выходят пассажирские каюты. Рубка окружена широкими балконами, которые прикрыты частью постоянными деревянными, частью съемными парусиновыми тентами. На носу и корме эти балконы примыкают к большим крытым террасам.
Переборка с большими зеркалами и зеркальными стеклами отделяет носовую двухсветную столовую от гостинной; через громадные зеркальные окна почти во всю вышину помещения открывается панорама реки впереди теплохода.»
Удивительные долгожители, встреченные мною в 1991 году – «Парижская коммуна» постройки 1914 года (первоначальное название «Царь Иоанн Грозный») и «Урицкий» постройки 1912 года (первоначальное название «Царьград»).
Их первоначальная пассажировместимость была рассчитана на 320 – 480 человек. По мере того, как у данных теплоходов утрачивалась актуальность именно грузовых перевозок, на некоторых судах была проведена реконструкция жилых и общественных помещений для повышения уровня комфортности, в результате которой пассажировместимость сократилась до 100 – 300 человек.
На сегодняшний день из серии «Бородино» лишь одно судно дожило в частично целом виде – теплоход «Память тов. Маркина» (первоначальное название «Багратионъ», год постройки 1912) лежит на крымском побережье в районе Судака.
Для «Урицкого» 1991 год стал последним годом эксплуатации, этим же годом он был списан.
Третье место – пассажирские пароходы Сормовских заводов.
В 1991 году я также застал еще одних настоящих ветеранов, выпущенных теперь уже нижегородскими судостроителями в начале ХХ века:
- «Спартак», начальное название «Великая княжна Татьяна Николаевна», год постройки 1914;
- «Володарский», начальное название «Великая княжна Ольга Николаевна», год постройки 1914;
- «Память Азина», начальное название «Великий князь Александр Михайлович», год постройки 1903.
«Спартак» в своей «карьере» успел сняться в фильме «Жестокий романс». В 1991 вместе с Володарским пароходы были исключены из состава пароходства, после чего долгое время пребывали в ожидании ремонта, пока в начале нулевых не сгорели и не были разобраны.
«Память Азина» также в 1991 году закончил выполнять рейсы, но его судьба менее печальна. Судно было продано заграницу, в настоящее время переоборудовано в гостиницу «Aquamarina» на территории Венгрии.
Пароход "Память Азина" («Великий князь Александр Михайлович») был построен на Сормовских заводах в 1903 году по заказу пароходного общества «Кавказ и Меркурий». Основными преимуществами по сравнению с другими судами того времени были высокая скорость и впечатляющая грузоподъемность на уровне семисот тонн.
Каюты, располагавшиеся на второй палубе, полагались пассажирам только первых трех классов, коих пароходы могли взять до 176 человек. Однако, пассажиров четвертого класса, на вторую палубу не допускавшихся, в общем помещении на первой палубе пароход мог вместить в разы больше (по некоторым сведениям, до 1000).
Несколько раз переименовавшийся, название «Память Азина» пароход получил в 1957 году, когда после капитальной перестройки он вышел на маршрут Ярославль – Астрахань.
К концу 1980-х на Волге в работе оставалось всего три колесных парохода: «Спартак», «Володарский» и «Память Азина». И если первые два, бывшие в свое время вершиной российского речного дореволюционного судостроения, привлекали на себя повышенное внимание туристов, то переделанный и осовремененный «Память Азина» оставался как бы в их тени.
Вывод волжских колесных теплоходов из эксплуатации объяснялся в первую очередь высокими издержками по поддержанию их работоспособности, а также истощением запасных механизмов и материалов и нехваткой квалифицированных кадров для работы с ними.
Последний рабочий сезон, отработанный пароходом «Память Азина», также выпал на 1991 год.
Все-таки удивительный был тот год, причем по всем параметрам. Уходила страна, и вместе с ней уходил целый флот пароходов, переживший всю ее историю от начала и до конца.
Во второй части вспомним еще три проекта теплоходов и пароходов, ушедших вместе с СССР.
Иностранные операторы предлагают, в том числе для русскоязычных групп, водные путешествия по Арктике и Антарктике на больших, как заявляется, круизных яхтах. Эти многопалубные комфортабельные теплоходы отлично подойдут для экспедиционных туров по открытой воде, но не предназначены справляться с ледяными покровами. Чтобы пробиться к самой вершине планеты – Северному полюсу, нужны совсем другие теплоходы. И такие есть.
Сегодняшняя подборка будет, пожалуй, из самых брутальных судов. Я назвал ее – «Арктические круизеры». Поехали!
Первое место. Встречаем атомный ледокол «50 лет Победы».
Настоящий арктический великан, помимо научной и чисто практической работы, совершает за сезон несколько туристических рейсов из Мурманска на Северный полюс по маршруту "К макушке мира".
Уже не первый сезон самый мощный атомный ледокол в мире осуществляет туристические круизы. Несмотря на то, что ледокол «50 лет Октября» не планировался для эксплуатации в качестве круизного судна, в последующем на борту были проведены необходимые планировочные работы для повышения комфортабельности пребывания туристов. Сегодня ледокол может предложить своим гостям комфортное проживание в каютах различных категорий:
- Двухместный стандарт = 44 каюты. В каюте: кровать, диван, ванная комната (туалет, душ), телевизор
- Мини-люкс = 6 кают. В каюте спальная зона отделена ширмой от зоны отдыха, где расположены диван, письменный стол, телевизор, ванная комната (душ, туалет)
- Люкс Джуниор = 4 каюты. Двухкомнатная двухместная каюта, одна комната – спальня, вторая – гостиная. Также в каюте есть ванная комната (душ, туалет)
- Люкс Гранд = 2 каюты. Двухкомнатная каюта, оснащенная кофеваркой
- Люкс Виктория = 1 каюта. Двухкомнатная каюта с более просторными комнатами, также оснащенная кофеваркой
- Люкс Арктика = 5 кают. Самая просторная двухкомнатная каюта, рассчитанная на двух пассажиров.
Во всех каютах открывающиеся окна. Полная пассажировместимость – 124 человека.
Помимо комфортабельного проживания, туристам предлагается и изысканная кухня. Для питания туристов на борту ледокола работает ресторан со свободной рассадкой, а также открыт бар «Виктория», где можно продегустировать французские, итальянские и чилийские вина, одновременно наслаждаясь видами Арктики. В ассортименте бара большой выбор алкогольных и безалкогольных напитков.
Программа круиза предполагает экскурсию в капитанскую рубку, где можно пообщаться с капитаном, а также взглянуть на Арктику через панорамные окна капитанского мостика и увидеть ее так, как видит ее капитан.
Помимо ресторана и бара для туристов работают:
- Лекционный зал, где проходят встречи с туристами, лекции и презентации полярных экспертов
- Салон с панорамными окнами в носовой части ледокола;
- Магазин;
- Библиотека;
- Сауна и бассейн с подогреваемой океанской водой.
Вторе место. Атомный ледокол «Виктор Черномырдин».
Ледокол «Виктор Черномырдин» пока еще не задействован в круизных маршрутах. Однако, совсем недавно этот дизель-электрический ледокол получил характеристику «Passenger ship» в символе класса. Теперь судно может использоваться и для проведения арктических круизов, в том числе и в путешествиях на Северный полюс, в свободные от графика основной работы даты. Для этих целей на ледоколе уже проведен комплекс работ по модернизации, в первую очередь, по приведению условий по обеспечению безопасности пассажиров в соответствие с требованиями правил Российского морского регистра судоходства.
Максимальная пассажировместимость ледокола – 90 пассажиров, которые смогут разместиться в полностью комфортабельных условиях.
В мае этого года «Виктор Черномырдин» в ходе ледовых испытаний подтвердил, что способен продвигаться непрерывным ходом в сплошном ледяном поле толщиной до 2 м. Изначально судно планировалось использовать для проводки судов в Арктике и Балтийском море.
Третье место. Теплоход «Профессор Хромов».
«Профессор Хромов», как и «50 лет Победы», действующее экспедиционное судно, работающее с пассажирами-туристами. Большую часть сезона в период с июня по сентябрь судно работает с круизами по Дальневосточному региону. Круизы теплохода проходят вдоль Курильского архипелага, берегов Камчатки и Чукотки, предусмотрены заходы на Командорские острова и Курилы, острова Врангеля и Геральда, в бухту Петра и Павла и ряд других интересных пунктов.
С точки зрения отношения теплохода к арктическому региону стоит отметить, что «Профессор Хромов» заявляет в своем расписании уникальные трехнедельные туры по Северному морскому пути. Сложно представить более экстремальное и более интересное путешествие, позволяющее познакомиться с природой, климатом и характером этой части мирового океана.
«Профессор Хромов» - небольшое по морским меркам экспедиционное судно ледового класса, построенное в Финляндии в 1984 году по заказу Академии наук СССР. Для размещения 50 пассажиров на борту организовано 28 кают.
В 2019 году «Профессор Хромов» был полностью переоборудован для комфортно проведения круизов с заходами в места, куда обычным круизным судам не добраться. После проведения реновации общественные помещения и каюты стали более комфортабельными и уютными. Для удобства пассажиров на борту теплохода работают:
- Лаундж
- Бар
- Лекционный зал
- Библиотека
- Сауна
- Ресторан
Вот такая тройка арктических круизеров получилась сегодня, есть на чем идти в круиз в Арктику.
Если на Северный полюс, то только на ледоколе!
Собственно, Енисей, начинающийся в городе Кызыл, можно считать природной границей между Западной и Восточной Сибирью – левобережьем Енисея заканчивается великая Западно-Сибирская равнина, а правый берег – царство горной тайги. От гор Саян до Северного ледовитого океана течение Енисея пересекает все климатические зоны Сибири, и если его верховья, это владения пустынных верблюдов, то низовья – вотчина белых медведей.
Сегодня Енисей – важнейший водный путь Красноярского края. Главные порты и пристани: Абакан, Красноярск, Стрелка, Маклаково, Енисейск, Туруханск, Игарка.
До недавнего времени пассажирский флот Енисея был представлен рейсовыми пассажирскими судами, осуществляющими перевозку жителей и грузов между портами. С 2020 года к ним присоединился и большой четырехпалубный теплоход проекта Q-040, первый на Енисее, совершающий «люксовые» экспедиционные туры, «Максим Горький».
Предлагаю с него и начать подборку. Итак, первый в тройке – «Максим Горький». По сути, это роскошный «отель на воде» с увеличенными по площади каютами, оформленными дизайнерскими интерьерами, и уникальными общественными зонами. В 2019-2020 годах теплоход прошел глобальную реновацию до уровня 5* по международным стандартам. По итогам перестройки количество кают заметно уменьшилось, а шлюпочная палуба практически вся была отведена под ресторан и бар, образующим большой ресторанно-развлекательный комплекс, на солнечной палуб разместились SPA-отсек с тренажерным залом.
Каютный фонд теплохода таков (в каждой каюте шкаф, радио, кондиционер, душ, санузел, обзорное окно, розетка 220V, холодильник, телевизор, сейф):
- 32 каюты класса «делюкс двухместный»;
- 8 кают класса «делюкс трехместный»;
- 6 одноместных каюты.
- Ресторан «Енисей»;
- Ресторан «Улов дня»;
- Сибирский паб;
- Караоке-бар;
- Винная библиотека;
- Конференц-зал/кинотеатр;
- Массажный кабинет
- Хамам
- Соляная комната
- Сувенирный киоск
- Медицинский кабинет.
В качестве дополнения для пассажиров теплохода работает гастрономический рыбный ресторан «Улов дня», меню которого полностью отражает его название. Формат питания на борту выстроен следующим образом:
- Завтрак, обед – заказная система с включенными напитками (вода, чай, морс, сок);
- Ужин – заказная система по меню с включенными напитками (вода, чай, кофе, морс, пиво; фирменные настойки (2 порции));
- Бутилированная вода в каюте – ежедневное пополнение.
Переходим к второй позиции в списке. Здесь расположился пассажирский теплоход «А. Матросов»
Судно построено по проекту 588 в 1954 году по заказу СССР на верфях ГДР. Пассажировместимость 250 человек. Теплоход работает на рейсовых перевозках по Енисею в основном между Красноярском и Дудинкой. Вниз по течению путь занимает 4 дня, вверх по течению – почти 6 дней. На маршруте по пути следования 16 остановок.
Каютный фонд теплоход сохранился с момента постройки теплохода и состоит из одно-, двух-, трех- и четырехместных кают, а также нескольких кают категорий полулюкс и люкс. Комфорт таких кают далек от круизных стандартов: если «люксовые» каюты оснащены персональными санузлами (только в категории люкс и полулюкс) и мягкими диванами, то двухярусные четырехместные каюты главной палубы располагают лишь жесткими диванами, даже без умывальников. Санузлы общие, расположены на палубах.
Расписание рейсов строится с июня по октябрь, отправление в рейс из Красноярска раз в две недели в семь утра, из Дудинки – в полдень.
Третье место досталось теплоходу «В. Чкалов». Теплоход также проекта 588, построен в 1954 году. Собственно, вместе «А. Матросовым» теплоход работает на пассажирских перевозках по Енисею между Красноярском и Дудинкой.
С момента постройки, поступившие вместе в Енисейское речное пароходство, оба теплохода честно работают на рейсовых линиях. Каютный фонд «В. Чкалова» повторяет оснащение предыдущего теплохода.
На обоих теплоходах работают буфет и рестораны. Пункты питания работают также как и в железнодорожном транспорте: меню с ценником, заказанная еда оплачивается на месте.
Если продолжить сравнение железнодорожного и речного средств передвижения, то первое бесспорно быстрее, но второе более размеренное и богатое впечатлениями. Опять же, в некоторые населенные пункты, расположившиеся на берегах реки, можно и добраться лишь по воде.
Вот такой получилась сегодняшняя подборка, посвященная действующему пассажирскому речному флоту Енисея по состоянию на сегодня.
Первое место я отдал новинке этого года, одиннадцатипалубному гиганту компании MIRAY CRUISES, красавцу «ASTORIA GRANDE». Бесспорно, классический полноценный морской пассажирский лайнер начал свою круизную кампанию 16 июля 2022 года. В программе как на сезон 2022 года, так и на следующий сезон заявлены 8-дневные круизы по маршруту Турция из Сочи с отправлением и прибытием в Сочи к турецким берегам с посещением Стамбула и некоторых других черноморских городов в зависимости от маршрута. Два дня пути предполагаются в движении по Черному морю.
Туристам предлагаются масштабные развлекательные программы для взрослых и детей на борту лайнера и четырехразовое питание в ресторанах по системе «шведский стол». Дополнительные опции, которые будут востребованы российскими туристами:
- Русскоязычное обслуживание и сервис на борту теплохода;
- Не требуются визы, тесты и вакцины;
- На борту действует карта «МИР».
На второе место поставил старожила отечественных морских пассажирский и круизных перевозок теплоход «Князь Владимир». К сожалению, последние сезоны оператор испытывает определенные организационные сложности, отчего был досрочно завершен прошлый сезон, а в этом теплоход и вовсе не выходил в рейсы.
Тем не менее, не надо терять надежды. По крайней мере, по доходящим слухам процесс доведения теплохода до соответствия всем действующим требованиям не останавливается, и, возможно, к сезону 2023 года лайнер удастся вывести в рейс.
До сезона 2021 года «Князь Владимир» совершал круговые 7-дневные круизы по маршруту Сочи-Новороссийск-Ялта-Севастополь-Сочи по общим названием По морю Черному. Основная масса кают располагается на 2-5 палубах девятипалубного теплохода.
Третье место достается тоже новинке, но уже 2020 года, теплоходу проекта PV300 класса «река-море», лайнеру «Мустай Карим». Пусть этот проект не совсем дотягивает до полноценного морского пассажирского судна, тем не менее, его возможности позволяют осуществлять туристические рейсы из Ростова-на-Дону по Азовскому и Черному морям до Новороссийска.
Современный четырехпалубный круизный теплоход «Мустай Карим» обладает всеми достоинствами класса «люкс» и предлагает своим туристам повышенный уровень комфорта и сервиса.
В свой первый год навигации лайнер совершил три круговых круиза По берегам двух морей Ростов-на-Дону – Новороссийск – Ростов-на-Дону, в 2021 расписание немного скорректировался и он работал на односторонних маршрутах Ростов-на-Дону – Анапа и Анапа – Ростов-на-Дону. В 2022 году в силу проводимой СВО морские круизы теплохода были отменены.
- Самая большая река Восточной Сибири; десятая река в мире по длине и восьмая в мире по полноводности;
- Самая крупная река в мире, протекающая в зоне вечной мерзлоты;
- Самая большая река России, чей бассейн не выходит за пределы нашей страны.
Длина Лены 4294 км от истока в 10 километрах от озера Байкал до устья, где она впадает в море Лаптевых Северного Ледовитого океана. Река протекают в суровых и малонаселенных районах, практически весь ее путь проходит в ареале вечной мерзлоты, на ее берегах непосредственно находится всего шесть городов:
- Якутск – самый крупный город на Лене с населением 300000 человек, столица Якутии;
- Усть-Кут – самый старый город Восточной Сибири, бывший одним из первых русских поселениях в этом регионе. Здесь же расположен один из крупнейших речных портов России – порт Осетрово, единственный порт, связывающий водную систему Лены с железнодорожным сообщением страны;
- Ленск – с населением 23000 человек;
- Киренск – 11000 человек;
- Олекминск – 9000 жителей;
- Покровск – 9000 жителей.
Для туристов работают три теплохода: Демьян Бедный, Михаил Светлов и Механик Кулибин. Расположу их по порядку с точки зрения алфавита.
Первый – Демьян Бедный. Трехпалубный комфортабельный теплоход проекта Q-065, построенный в Австрии в 1985 году. Пассажировместимость 210 человек.
К услугам туристов 22 четырехместных каюты, 24 трехместных, 6 одноместных, а также по две каюты классов «люкс» и «полулюкс». Все каюты с удобствами, оборудованы кондиционером и телевидением. В люксовых каютах предусмотрены двуспальные кровати, а также они укомплектованы холодильниками.
Последний раз теплоход проходил модернизацию в 2011-2013 годах. Совершает как небольшие туристические познавательные рейсы, так и полноценные 14-дневные круизы по маршруту Якутск – Тикси – Якутск «Полярный рывок». Круиз обязательно включает в себя посещение национального природного парка «Ленские столбы», крутые скалы которого, простирающиеся на 40 километров, наиболее ярко и впечатляюще передают суровое величие якутской природы.
Вторым идет судно «Механик Кулибин». Двухпалубный грузопассажирский теплоход проекта 646, один из четырех оставшихся в эксплуатации теплоходов этого проекта, построен в 1955 году на германских верфях по заказу СССР. Изначально, проект предусматривал выход данного класса теплохода в море.
Сегодня «Механик Кулибин» работает как пассажирское рейсовое судно между населенными пунктами Якутск и Неелово (читай Тикси). Иногда между пассажирскими рейсами выполняет короткие прогулочные рейсы и также недлительные круизы на Ленские столбы.
Для размещения туристов или пассажиров имеет каюты разной категории, самые комфортабельные из которых оснащены раковиной с водой. Санблоки общие, расположены на палубах. Общая пассажировместимость 169 человек.
Для питания на теплоходе работает ресторан, а также имеется салон на 31 посадочное место. Дополнительно может взять до 10 тонн груза.
Замыкает тройку – теплоход «Михаил Светлов». Это, конечно же, не теплоход из всем известного фильма «Бриллиантовая рука». Трехпалубное круизное судно проекта Q-065 – близнец «Демьяна Бедного», построен в Австрии в 1986 году. Первоначально прибывшее в Тюмень для работы по Оби и Иртышу, пробыло там только одну навигацию, после чего уже 1988 году прибыло на реку Лену.
В нулевых годах теплоход был сначала продан частному владельцу, затем снова вернулся Ленскому объединенному речному пароходству.
Пассажировместимость такая же, как и у собрата по проекту – 210 пассажиров. Тот же набор комфортабельных кают, из зон отдыха конференц-зал (при необходимости переоборудуемый в кинозал), салон отдыха, музыкальный салон с баром и танцполом, ресторан, сауна, парикмахерская.
Также работает весь сезон на Лене в качестве круизного судна, предлагая как короткие трехдневные путешествия, так и большие двухнедельные туры по всей длине Лены до заполярного порта Неелово с экскурсией в Тикси. В коллекции есть еще один 10-дневный маршрут по Лене, где работают оба теплохода проекта Q-065 - Берега реки Сибирской.
Подвожу итог.
Если вы заядлый круизер, и в ваших планах совершить круиз по самой большой реке в Восточной Сибири – то надо решаться. По крайней мере, флот, на котором эти планы можно реализовать в наличии и в исправном состоянии!