речные теплоходы

проект 301

Теплоходы проекта 301 (типа ВЛАДИМИР ИЛЬИЧ, немецкое обозначение 125M, судно 125 метров) - большие пассажирские суда, предназначенные для совершения речных круизов, ставшие первой массовой серией судов такого класса в СССР. Теплоходы имеют одно-, двух- и трехместные каюты, оборудованные санузлами и кондиционерами, ресторан, бар, два салона, кинозал с раздвижной крышей, сувенирный киоск. За последние годы внутреннее оборудование некоторых судов было модернизировано для поддержания их соответствия современным стандартам.

Суда произведены в Германии на судостроительном предприятии VEB Elbewerften Boizenburg / Rosslau.

Первоначальный проект был модифицирован после постройки нескольких судов. Внешне модифицированные теплоходы отличаются от построенных по первоначальному проекту сплошными, а не сетчатыми фальшбортами, скругленными, а не прямоугольными окнами кают и другими элементами дизайна. На более поздних судах была увеличена мощность носового подруливающего устройства. Два судна были построены с уменьшенной шириной корпуса. Сильно модифицированное продолжение серии - проект 302.

Всего за период 1974 - 1983 гг. теплоходов проекта 301 было построено 22 единицы, в том числе 6 - по первоначальному проекту, 18 - модернизированные (маркировались проект 301м).

проект 301

На сегодняшний день теплоходы проекта 301 - одни из самых комфортабельных теплоходов на круизных маршрутах.

класс теплоходов - комфорт и премиум

кронштадт
Год постройки - 1979 год

Пассажировместимость - 222 человека
Россия
Год постройки - 1978 год

Пассажировместимость - 224 человека
Тихий Дон
Год постройки - 1977 год
Пассажировместимость - 220 человек
Федор Достоевский
Год постройки - 1983 год
Пассажировместимость - 270 человек

Личный рейтинг - ****

Полный список выпускавшихся теплоходов проекта 301:

1 серия:

Теплоход "Санкт-Петербург" (первоначально - "Владимир Ильич")

Теплоход "Viking Rurik" (первоначально - "Мария Ульянова")

Теплоход "Маленький принц" (первоначально - "Евгений Вучетич")

Теплоход "Константин Коротков" (первоначально - "Советская Украина")

Теплоход "Тихий Дон"

Теплоход "Огни большого города" (первоначально - "XXV съезд КПСС")

2 серия:

Теплоход "Нижний Новгород" (первоначально - "Советская Россия")

Теплоход "Avicena" (первоначально - "60 лет Октября") - продан в Индию, списан и утилизирован в 2006 году

Теплоход "Россия" 

Теплоход "Владимир Маяковский"

Теплоход "Михаил Булгаков" (первоначально - "В.И.Ленин")

Теплоход "Крондштадт" (первоначально - "Александр Ульянов")

Теплоход «Viking Sineus» (первоначально - "Михаил Ломоносов")

Теплоход «Константин Федин»

Теплоход "Ferris Flotel" (первоначально - "30 лет ГДР") - в 1995 году продан в Корею, где в 2003 году во время тайфуна «Миэми» затонул и был утилизирован

Теплоход «Виссарион Белинский»

3 серия:

Теплоход «Николай Карамзин»(первоначально - "Советская Конституция")

Теплоход «Николай Чернышевский»

Теплоход «Андрей Рублёв» (первоначально - "Николай Добролюбов")

Теплоход «Александр Радищев»

Теплоход «Княжна Виктория» (первоначально - "Александр Грибоедов")

Теплоход «Федор Достоевский

Viking River Cruises

Viking River Cruises может похвастаться комфортабельным флотом для речных круизов, и мы с гордостью предлагаем вам лучшие суда в каждом регионе, где мы путешествуем. Корабли Viking обеспечивают удобный ежедневный доступ к множеству направлений и впечатлений. Наслаждайтесь комфортом и элегантностью речных круизов: внимательный и профессиональный персонал, вкусные блюда на борту и захватывающие пейзажи из каждой каюты и общественной зоны. К услугам гостей просторные каюты и люксы, уютный ресторан и изысканные общественные пространства.

Компания работает исключительно с иностранными туристами. 

Класс теплоходов - премиум

проект 301

Александр Радищев

Каютный фонд теплохода:

2 каюты класса ЛЮКС
2 каюты класса ПОЛУЛЮКС А
6 кают класса ПОЛУЛЮКС Б
17 одноместных кают
93 двухместных каюты
10 трехместных одноярусных кают

Во всех каютах шкаф для одежды, радио, кондиционер, холодильник, душ, санузел, обзорное окно (или иллюминатор), электророзетка 220 V.

Класс теплохода - комфорт  

проект 301

андрей рублев

К услугам пассажиров: 2 ресторана, бар с танцевальным залом, панорама-бар, читальный и музыкальный салоны, конференц-зал, солярий на солнечной палубе, открытые бортовые веранды.
Для размещения туристов предусмотрены 1-,2- и 3-х местные каюты на шлюпочной, средней, главной и нижней палубах.

Имеются каюты повышенной комфортности - полулюкс. Каждая каюта оснащена душем, туалетом, умывальником, кондиционером, телевизором, холодильником, радиоточкой и розеткой на 220 В.

Класс теплохода - премиум

проект 301

виссарион белинский

Каютный фонд теплохода:

4 каюты класса «Полулюкс»
11 одноместных кают
92 двухместных одноярусных кают
14 двухместных двухъярусных кают
18 трехместных одноярусных кают

Во всех каютах шкаф для одежды, радио, кондиционер, холодильник, душ, санузел, обзорное окно (или иллюминатор), электророзетка 220 V.

Класс теплохода - комфорт

проект 301

владимир маяковский

Каюты
1 каюта класса «Люкс» (2 основных места + 2 доп.места)
6 кают класса «Полулюкс» (2 основных места + 1 доп.место)
14 одноместных кают класса «Сигма»
100 двухместных одноярусных кают классов «Альфа», «Гамма»
14 двухместных двухъярусных кают класса «Сигма»
20 трёхместных одноярусных кают класса «Бета»

Класс теплохода - комфорт

проект 301

княжна виктория

Для размещения туристов предусмотрены двухместные каюты, расположенные на шлюпочной, средней, главной и нижней палубах. Имеются каюты класса "Люкс" и "Полулюкс".

В каждой каюте: двуспальная кровать (за исключением кают, расположенных на нижней палубе), душ, туалет, кондиционер, шкаф, телевизор, мини-холодильник, фен, сейф, радиоточка, электрическая розетка 220 В, внутренняя телефонная связь, ROOM-сервис.

Каюты на шлюпочной и средней палубах с индивидуальными балконами. (за исключением кают № 338 и 341)

Класс теплохода - люкс

проект 301

константин коротков

Каютный фонд теплохода:

6 кают класса «Люкс»
43 каюты класса «Делюкс»
8 одноместных кают
41 двухместная одноярусная каюта
10 трехместных двухъярусных кают

Во всех каютах: шкаф для одежды, радио, кондиционер, холодильник, телевизор, фен, душ, сейф, санузел, обзорное окно (или иллюминатор), электророзетка 220 V.

Класс теплохода - премиум

проект 301

константин федин

Каютный фонд теплохода:

6 кают класса «Люкс»
40 кают класса «Делюкс»
20 одноместных кают
40 двухместных кают
10 трехместных двухъярусных кают
Во всех каютах: шкаф для одежды, радио, телевизор, кондиционер, холодильник, душ, фен, санузел, обзорное окно (или иллюминатор), электророзетка 220 V.

Завтрак, обед и ужин по сезонному авторскому меню.
Напитки: вода, чай, кофе — без ограничений.
Бокал сока, пива или вина — на выбор.
Бутилированная вода в каюте — ежедневное пополнение. Доступ к кофе-пойнту.

Класс теплохода - премиум

проект 301

кронштадт

Каютный фонд:

6 кают класса «Люкс»
20 одноместных кают
40 кают класса «Делюкс»
40 двухместных одноярусных кают
10 трехместных двухъярусных кают

Во всех каютах: шкаф для одежды, радио, телевизор, холодильник, сейф, кондиционер, душ, санузел, обзорное окно (в каютах нижней палубы — иллюминатор).

Класс теплохода - лоукостер. Формат "лоукостер" позволяет самостоятельно выбирать систему питания на теплоходе, а также экскурсионную программу по маршруту

Начатый в 2021 году тренд на внедрение теплоходов-лоукостеров получил закономерное продолжение. В 2022 к уже заявившему себя "Мостурфлоту" присоединился и "Водоходъ". Но, в лучших традициях конкурентной борьбы, "Водоходъ" выстроил немного другую концепцию у своего лоукостера.

В базовом тарифе экскурсионное обслуживание отсутствует, все экскурсии покупаются в процессе путешествия. 

По-прежнему, можно выбрать формат питания - только завтрак, завтрак и ужин иил полный пансион. В случае необходимости, формат можно изменить прямо на борту теплохода, и всегда можно просто разово выкупить тот или иной прием пищи. Да, это будет дороже, нежели при изначальном выборе, зато можно быть уверенным, что голодным не останешься.

Существенная разница с лоукостерами "Мостурфлота" - график движения. "Кронштадт" заявляет двухдневные и даже трехдневные стоянки в портах маршрута. В Астрахани, Нижнем Новгороде, Самаре, Ростове-на-Дону и некоторых других городах теплоход реально работает как отель с рестораном на борту. Помню, меня в первый раз сбил с толку 9-ти дневный маршрут из Ростова-на-Дону в Саратов - пришлось смотреть в расписание, чтобы понять, в чем тут "засада". Вероятно, только в личном участии можно будет полностью оценить все плюсы и минусы такого графика. Одно бесспорно - времени на знакомство с городами при таких длительных стоянках становится в разы больше.

На сегодня теплоход в отличном состоянии. Каюты оформлены в едином, я бы сказал, минималистическом стиле. Трехместные каюты есть только на нижней палубе, остальной каютный фонд - двухместные стандартные и "люксовые" каюты в различных компоновках. Также для любителей одиночного путешествия имеется и несколько одноместных кают.

Стоимость путешествия в формате лоукостера при трехразовом питании все-таки меньше, чем у классического круизного маршрута. 

Питание на «Кронштадте» организовано по гастрономической концепции «Родные берега». Круизная кухня выполнена в лучших традициях побережья Поволжья, Дона, Черного моря, Енисея, Русского Севера и Восточной Сибири. В приготовлении используются свежие локальные продукты из регионов путешествия.

С точки зрения общественных мест теплоход может похвастаться большим их количеством - на средней палубе в носу есть кофейня, на шлюпочной палубе в носу бар "Панорама", а в корме - ресторан-бар "Нева", расположенный на солнечной палубе конференц-зал также оснащен баром с красивым названием "Ладога". Во время стоянок один из баров продолжает работу в обязательном порядке, поэтому даже если вы остаетесь на борту, выпить чашечку кофе или более крепкого напитка можно будет не только в каюте.

Каюты с балконами отсутствуют, что оставляет открытые палубы доступными для всех пассажиров.

Презентация теплохода (стоянка в Саратове 30.06.2022)

Фото кают и общественных помещений (стоянка в Саратове 30.06.2022):

проект 301

маленький принц

Гостям предлагаются: 44 просторные каюты категории «Полулюкс» (20 из них с индивидуальным балконом); 58 двухместных кают «Комфорт» с обновлённым дизайном, мебелью и отделкой; 13 одноместных кают «Комфорт» с обновлённым интерьером, в том числе одна каюта с балконом; 8 трехместных одноярусных кают на нижней палубе. Именные каюты с балконом названы в честь выдающихся авторов мировой литературы: «Уильям Шекспир», «Федор Достоевский», «Эрих-Мария Ремарк», «Антон Чехов» и других. В каждой каюте теплохода есть кондиционер, холодильник или мини-бар, ТВ и Wi-Fi, в ванных комнатах – выделенная зона для душевой, в «Полулюксах» – душевая кабина.

Класс теплохода - премиум

Сезон 2022 года радует нас абсолютно новым теплоходом на реках России. До этого теплоход долгое время ходил по Днепру по территории Украины. 29 мая 2022 года открывает навигацию новый четырехпалубный теплоход-пансионат «Маленький принц». К навигации-22 все каюты и общественные помещения обновлены, каюты на шлюпочной палубе оборудованы балконами. Теплоход может принять на борт до 232 гостей, для которых подготовлены развлечения на любой вкус: от ежедневных занятий с профессиональным инструктором по одному из направлений фитнеса – пилатес, йога, степаэробик, до мастер-классов по рукоделию и концертных программ.

На теплоходе действует специальное предложение «Дети бесплатно». Работают квалифицированные аниматоры. Для детей и подростков проводят развлекательные программы, детский час, мастер классы и квесты. Каждому ребенку до 10 лет при регистрации выдается подарок. Бесплатно по запросу на борту предлагаются детские кроватки и постельное белье, в ресторане – отдельно разработанное меню, блюда которого подаются в детской посуде, также есть специальные стульчики для малышей от одного до трех лет.

Что касается питания, то, если у вас имеются особые требования к питанию или противопоказания на определённые продукты, сообщите об этом нашему персоналу, и блюдо будет приготовлено индивидуально. По запросу в ресторане есть диетическое и безглютеновое меню. На борту теплохода вы сможете насладиться вкусной выпечкой и ароматным кофе Jardin Supremo (арабика из Колумбии), приготовленным профессиональным бариста.

В стоимость включено:

  • проживание в каюте соответствующей категории
  • трехразовое питание: завтрак – шведский стол (вода, чай, кофе включены), обед и ужин – по заказному меню (вода, чай, кофе включены)
  • экскурсионное обслуживание согласно программе круиза
  • развлекательная программа и путевая информация на борту
Дополнительные напитки (бесплатно):
  • чай, кофе для «ранних пташек» – за 1 час до завтрака (в баре)
  • завтрак – бокал игристого вина, морс, сок
  • обед – бокал морса
  • ужин – 1 бокал сока или алкогольного напитка (вино красное или белое/водка/коньяк)
В навигации 2022 года в течение всего сезона теплоход «Маленький принц» будет совершать 4-10 дневные круизы из Москвы, Казани и Нижнего Новгорода.

проект 301

михаил булгаков

Для размещения туристов предусмотрены 1-,2- и 3-х местные каюты на шлюпочной, средней, главной и нижней палубах. Имеются каюты повышенной комфортности - "Люкс" и "Полулюкс".

В каждой каюте: душ, туалет, кондиционер, холодильник, шкаф, телевизор, фен, радиоточка, электрическая розетка 220 В, внутренняя телефонная связь, ROOM-сервис.

На борту теплохода в каютах Люкс и Полулюкс, общественных зонах (конференц зал и бар на солнечной палубе) предоставляется бесплатный доступ к сети интернет через беспроводное подключение wi-fi.

Класс теплохода - премиум

проект 301

нижний новгород

Каютный фонд теплохода:

6 кают класса «Люкс»
52 каюты класса «Делюкс»
6 одноместных кают
28 двухместных одноярусных кают
10 трехместных двухъярусных кают
Во всех каютах: шкаф для одежды, радио, телевизор, фен, кондиционер, холодильник, душ, санузел, обзорное окно (или иллюминатор), электророзетка 220 V.

Завтрак, обед и ужин по сезонному авторскому меню.
Напитки: вода, чай, кофе — без ограничений.
Бокал сока, пива или вина — на выбор.
Бутилированная вода в каюте — ежедневное пополнение.Доступ к кофе-пойнту.

Класс теплохода - премиум

проект 301

николай карамзин

К услугам пассажиров: 2 ресторана, бар с танцевальным залом,панорама-бар, открытые бортовые веранды, солярий на солнечной палубе, конференц-зал, читальный и музыкальный салоны, медицинский пункт, гладильные комнаты.

Для размещения туристов предусмотрены 1-, 2- и 3-х местные каюты на шлюпочной, средней, главной и нижней палубах. Имеются каюты повышенной комфортности - люкс и полулюкс. Каждая каюта оснащена душем, туалетом, умывальником, кондиционером, холодильником, телевизором, внутренней телефонной связью.

Класс теплохода - комфорт

проект 301

николай чернышевский

Каютный фонд теплохода:

2 каюты класса Люкс
2 каюты класса Полулюкс
18 одноместных кают
46 двухместных кают категории «А»
40 двухместных одноярусных кают
10 трехместных двухъярусных кают
Во всех каютах: шкаф для одежды, радио, телевизор, фен, кондиционер, холодильник, душ, санузел, обзорное окно (или иллюминатор), электророзетка 220 V.

Завтрак, обед и ужин по сезонному авторскому меню.
Напитки: вода, чай, кофе — без ограничений.
Бокал сока, пива или вина — на выбор.
Бутилированная вода в каюте — ежедневное пополнение.Доступ к кофе-пойнту.

Класс теплохода - премиум

проект 301

огни большого города

Каютный фонд теплохода:

Люкс двухместный+ 12 кают
Люкс двухместный 20 кают
Стандарт двухместный 67 кают
Стандарт одноместный 8 кают

В оснащение кают включены: душ/туалет, холодильник, кондиционер, радио, телевизор, внутренний телефон, сейф, фен.На борту теплохода имеются бар с лекторием и салон-бар, ресторан, сувенирный киоск и кабинет врача. Теплоход оборудован пассажирским лифтом.

Класс теплохода - премиум

До 2022 года теплоход ходил под именем "Петр Чайковский", при смене владельца в 2022 году принял текущее название.

В 2023 году ожидается выход еще одной новинки. На реки России выходит четырехпалубный представитель проекта 301 – «Огни большого города». Ранее теплоход уже работал на российских реках, но под другим названием и был доступен только для иностранных туристов.

С 2023 года «Огни большого города» выходит в круизы для российских туристов. Свое название теплоход получил в честь знаменитого фильма Чарли Чаплина.
Визуальный ряд теплохода – минимализм, элегантность и пастельные тона (беж, сливочный, шоколадный). Общие пространства и каюты теплохода выполнены в светлых тонах.

На выбор туристам 14 именных полулюксов с балконами, названных в честь выдающихся артистов советского и российского кино и 11 одноместных кают класса «комфорт» для соло-путешественников.

На борту два ресторан, обеспечивающих питание в одну смену, «Оскар» и «Ника» с единой концепцией питания: завтрак в формате шведского стола, обед и ужин – по заказному меню. Плюс к этому:

  • бокал игристого вина на завтрак
  • в рейсах от 4 дней: чай, кофе, печенье за час до основного завтрака
  • возможность заказать завтрак в каюту
Из общественных мест к услугам пассажиров работают детский клуб «Буратино», читальный салон «Прибытие поезда», панорамный бар на шлюпочной палубе «Эпизод», а также лаунж-бар «Чаплин», где по вечерам проходят выступления артистов и показы кинофильмов.

В 2023 году «Огни большого города» будет работать в рейсах по Золотому кольцу, по Карелии с Вологодчиной и по центральной Волге. 

проект 301

россия

Для размещения туристов предусмотрено 112 двухместных кают, расположенных на шлюпочной, средней и главной палубах.
Имеются каюты увеличенной площади "Полулюкс" и "Л" категории.

В каждой каюте: двуспальная кровать, туалетная комната с душевой кабиной, кондиционер, шкаф, телевизор, мини-холодильник, фен, сейф, радиоточка, электрическая розетка 220/110 В, внутренняя телефонная связь, ROOM-сервис, комплект гигиенических принадлежностей (гель для душа, шампунь, мыло, шапочка для душа), ежедневная уборка каюты. Также платно можно заказать стирку и глажку одежды.

Класс теплохода - люкс

проект 301

санкт-петербург

Каютный фонд теплохода:

6 кают класса «Люкс»
52 каюты класса «Делюкс»
8 одноместных кают
30 двухместных одноярусных кают
10 трехместных двухъярусных кают


Все каюты однокомнатные, кроме люксов - данная категория кают двухкомнатные и расположены на средней палубе: два в кормовой части и четыре в носовой части средней палубы. Во всех каютах: холодильник, мини-бар, сейф, телевизор, шкаф для одежды, радио, кондиционер, душ, санузел, фен, обзорное окно (или иллюминатор).

Класс теплохода - премиум.

Комфортабельный четырехпалубный пассажирский теплоход проекта 301, построен в Германии. Прошел комплексное переоборудование всех кают и общественных помещений в 2018-2019 гг.

Все каюты выдержаны в едином современном минималистическом стиле,  в некоторых каютах предусмотрены дополнительные умывальники в жилой зоне. Честно говоря, неожиданное дизайнерское решение, оценить плюсы и минусы которого возможно только на практике. Но как минимум один большой плюс, который достигается такой планировкой, это частичное разделение санузла на туалетную и умывальную зоны, что может быть актуальным в каютах с тремя и более туристами. 

В каждой каюте как минимум одно открывающееся обзорное окно, две односпальных или двуспальная кровать (в некоторых каютах не раздвигается), диван (в люксах и полулюксах), кондиционер, телевизор, сейф, внутренний телефон, холодильник, душ, санузел, фен, туалетные принадлежности (шампунь, гель для душа, мыло), полотенца. Бутилированная вода в каюте пополняется ежедневно, согласно статусу теплохода.

На теплоходе четыре бара, один из которых, как минимум, обязательно работает на стоянке: кофейня в носу средней палубы, панорамный бар в носу шлюпочной палубы, бар в ресторане на корме шлюпочной палубы и бар в конференц-зале на солнечной палубе. Меню во всех барах одинаковое. В отличие от других теплоходов проекта 301, где на корме шлюпочной палубы помещение полностью отведено под бар, где проходят вечерние музыкальные программы, на теплоходе "Санкт-Петербург" это помещение отведено под ресторан. Благодаря этому, на теплоходе работает два полноценных ресторана, обеспечивающих питание туристов в одну смену при любой загрузке туристами. 

Отдельно можно отметить наличие двухместных столиков в ресторане на средней палубе, бронировать которые можно при заказе тура. Также рестораны располагают детскими стульчиками, что значительно облегчит путешествие пассажиров с маленькими детьми.

Открытая зона солнечной палубы может быть использована и как солярий и как продолжение зоны отдыха бара конференц-зала со столиками и стульями. 

Лифт на теплоходе отсутствует. Отсутствуют и каюты с балконами, что очень понравиться туристам, предпочитающим прогулки по борту теплохода и времяпрепровождение на открытой палубе.

Кофе-станция на теплоходе имеется в общедоступном месте, но работает по определенным часам. Кроме того, каюты "люкс" оснащены собственной кофемашиной.

Питание в навигацию 2022 года:

  • завтрак, обед, ужин – заказная система питания, фиксированная рассадка;
  • на ужин дополнительно включены напитки: без ограничения - вода, чай, кофе; на выбор 1 бокал – вино красное/белое, или 1 бокал пива или морс.
Общее впечатление (на 06.06.2022): отличный, хорошо и лаконично обустроенный теплоход, соответствующий своему статусу. Маршрутная программа в 2022 построена по средней части России, а также на направлениях между двумя столицами. 

Презентация теплохода (стоянка в Москве 06.06.2022)

Фото кают и общественных помещений (стоянка в Москве 06.06.2022):

проект 301

тихий дон

Каютный фонд теплохода:

Люкс двухместный панорамный 2 каюты
Люкс двухместный 4 каюты
Делюкс двухместный+ 34 каюты
Делюкс двухместный 70 кают

В оснащение кают включены: душ/туалет, холодильник, кондиционер, радио, телевизор, внутренний телефон, сейф, фен.На борту теплохода имеются бар с лекторием и салон-бар, ресторан, сувенирный киоск и кабинет врача. Теплоход оборудован пассажирским лифтом.

Класс теплохода - премиум

В 2022 году теплоход в круизы не выходит

проект 301м

федор достоевский

На борту теплохода:

Reception
Основной ресторан
Конференц-зал/концертный зал
Открытый солярий
Детский клуб
Музыкальный салон
Библиотека,Сувенирный магазин
Студия красоты, Массажный кабинет
Медицинский кабинет

Класс теплохода - комфорт

обзор теплохода

Мне довелось дважды сходить на этом теплоходе в короткие круизы - в 2019 и 2022. Теплоход работает от самарского оператора "Спутник-Гермес" и является флагманом их пассажирского флота. Как и положено по 301 проекту - все каюты теплохода с удобствами, каюты на шлюпочной палубе оснащены душевыми кабинами.

Отрадно, что оператор не останавливается и продолжает проводить реновацию и обновления интерьера кают и общественных помещений. В частности, каюты класса "люкс" на шлюпочной палубе получились весьма просторными и уютными и не уступает по уровню комфорта каютам такого же класса у теплоходов ведущих операторов. За счет увеличения площади кают, их общее количество снизилось с 317 пассажиров, согласно изначальной проектной документации, до 270 мест по фактической загрузке. ПРиятный факт в том, что при уменьшении числа пассажиров, оператор удерживает стоимость кают в бюджетном диапазоне.

Теплоход рассчитан на пассажиров всех возрастов, но мне показалось, что акцент все-таки сделан в сторону семей, путешествующих с детьми. При отсутствии проектной детской комнаты под работу аниматоров отведено бывшее помещение кофейни в носу средней палубы. С одной стороны, это позволяет сделать помещение для детского досуга просторным и функциональным.

Но с другой стороны, на теплоходе остался лишь один полноформатный бар - панорамный бар в носу шлюпочной палубы. Помещение в корме шлюпочной палубы "Бар "Нева" работает в течение дня как верхний зал ресторана и, собственно, в качестве бара открывается лишь с 20:00. Общественное помещение на солнечной палубе полностью отведено под конференц-зал и открывается лишь на время проведения запланированных там мероприятий. Бара в нем нет.

На теплоходе отсутствуют каюты с балконами, что делает полностью доступными для прогулки среднюю и шлюпочные палубы. Приятно удивило, что в 2022 году для доступа туристов открыт весь периметр шлюпочной палубы, включая зону машинного отделения. Надо признать, что по ней прогуливаться удобнее, чем по средней, за счет отсутствия сужений в кормовой части корпуса вокруг ресторана.

К питанию претензий нет, кухня работает безукоризненно - и по меню и по подаче блюд статус "ресторан" поддерживается полностью. Есть, правда, один пункт, который может не понравиться любителям кофе. Как и чай, данный напиток на завтрак подавался в пакетиках. Поэтому, на сваренный кофе лучше рассчитывать только в баре. По причине организации двух полноценных ресторанов, питание осуществляется в одну смену. Отдельная благодарность официантам - их работа четка и оперативна.

Также мне показалось, что в ресторане на средней палубе преимущественно установлены столики на четверых пассажиров. На мой взгляд, такая компоновка более уютная и удобная для приема пищи, чем шестиместная рассадка.

Зона для курения, как практически у всех теплоходов этого проекта, предусмотрена на корме средней палубы за рестораном. 

Внутренние расчеты в баре или сувенирном киоске осуществляются в обычном режиме, внутрибортовая расчетная карта на теплоходе не предусмотрена. Реновации на данный момент подверглись лишь каюты шлюпочной палубы. Почти все они переоборудованы в "люксы" повышенной комфортности. В этом я лично смог убедиться в 2022 проплыв из Самары в Саратов в каюте 412 - двухместном люксе с большим санузлом, оборудованным душевой кабиной.

Обзор актуален по ситуации на июль в июле 2022 года